Графская Славянка. История места

  • 24.04.2020 12:58
  • 1103 Прочтений

Среди последних поступлений в фонд краеведческого зала есть небольшая книга в 47 страниц текста «Графская церковь Святой Екатерины».  В ней рассказывается об истории Графской Славянки, в которой немаловажную роль сыграли  такие личности, как графиня Юлия Самойлова, протоиерей Вячеслав Клюжев.

                Земли, где сейчас расположен поселок Динамо, входящий в город Павловск, издавна входили в состав Новгородских земель. А после возвращения их из-под власти Швеции в ходе Северной войны Петром I, они были подарены будущей супруге Петра I  Екатерине Алексеевне. А она, в свою очередь,  подарила своему брату – графу Карлу Самойловичу Скавронскому. Большое значение для развития  этой территории сыграл сын Скавронского – Мартын Карлович. При нем в усадьбе, называемой графской Славянкой, выстроили усадебный дом, оранжереи, хозяйственные постройки и церковь святой Екатерины в стиле короля Людовика XIV. Мартын Скавронский слыл добрым хозяином, заботящемся о благе крестьян. В своем завещании он особо указал, чтобы хозяева усадьбы радели за их благополучие и не облагали большими повинностями. Сын же Мартына Скавронского – Павел Мартынович (1757-1793) прожил недолгую жизнь, но оставил о себе память страстного любителя пения. Любя вокальное искусство, оперу, он заставлял своих друзей отдавать должное его таланту. За обедами гостей потчевали не только роскошными яствами, но и пением и музыкой собственного сочинения. Он женился на любимой племяннице всесильного вельможи екатерининского времени Григории Потемкине – Екатерине Васильевне Энгельгард. Екатерина Васильевна родила от Скавронского двоих дочерей, одна из которых вышла замуж за прославленного генерала Петра Багратиона, а другая дочь – Мария - вышла замуж за графа Павла Петровича Палена и родила знаменитую Юлию Павловну, в будущем  Самойлову. Вот о ней поговорим чуть подробнее. Родители Юлии разошлись, и девочку взяла на воспитание бабушка – Екатерина Скавронская.

                Вдова Екатерина Скавронская, рано лишившаяся мужа, вскоре вышла замуж за одного из всесильных и богатых людей павловского и александровского времени – графа Юлия Помпеевича Литту. Вот почему после ее смерти, Юлия Павловна стала одной из самых богатых невест России. Она в 1829 году вступила во владение графской Славянки, и все здесь перестроила. По проекту архитектора Александра Брюллова (брата художника Карла Брюллова) выстроили большой двухэтажный дом на подвале. Блестящий и модный архитектор своего времени,  Александр Брюллов распланировал верхний и нижний парки  возле дворца. В это же  время значительно перестроили Екатерининскую церковь архитектором С. Адамини. В верхнем парке выкопали большой пруд, возле которого проложили объездную дорогу, которая до сих пор сохранилась. А с другой стороны дома разбили парк,  спускающийся террасами к пойме реки Славянки.

                В 1831 году графская Славянка предстала в своем великолепии. В самом доме были оформлены несколько гостиных – в китайском и «помпеянском»  стилях. На втором этаже размещались комнаты для гостей, расположенные анфиладой. В течение 15 лет графиня Юлия Самойлова здесь принимала гостей. К ней в салон съезжались самые замечательные люди того времени, архитекторы, писатели, художники. Прекрасная графиня была не только красива, но и умна, и обворожительна. Она хорошо знала людей, к ней приезжавших, могла рассадить их так, чтобы им было интересно общаться. Среди ее давних и постоянных поклонников был художник Карл Брюллов. В своих произведениях он не раз живописал Самойлову. Известен портрет Ю.П.Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини. А в своей известной картине «Последний день Помпеи» мы видим ее в образе женщины, обнимающих двух детей. Не удивительно, что, в летние месяцы блестящее общество устремлялось к Самойловой. А Царское Село, где в то время жил Николай I с семьей, пустело. С  этим не мог смириться император, и пожелал выкупить усадьбу у графини. Пожелание императора было равносильно приказу. Юлия продала, но по преданию, когда она подписывала документы, высказалась в том роде, что ездили к ней, а не в графскую Славянку. И где бы она ни жила, к ней будут продолжать ездить. Вскоре после подписания купчей на усадьбу Юлия уехала в Италию, где  вскоре влюбилась в тенора Пери и вышла замуж. Но это уже была другая история.

А с 1847 года Графская Славянка стала Царской Славянкой. И годы былого великого в истории этого места остались навсегда в прошлом, вместе с отъездом блестящей красавицы Юлии Самойловой. В конце 19-го века архитектор Александр Резанов перестроил церковь в первоначальном виде. А Царская Славянка вошла под управление Удельного ведомства. Здесь время от времени проживали высшие сановники. Новый импульс Царская Славянка получила в  1895 году, когда в семье императора Николая II появился на свет первый ребенок – дочь Ольга. По этому случаю, возле дворца выделяется несколько десятин земли, на которых вскоре был основан Ольгинский детский  приют трудолюбия. Здесь всего за пару лет появилось главное здание с домовой церковью. А также несколько деревянных построек для нужд приюта. До революции это место стало домом для сирот детей от 6 до 15 лет. Они учились и занимались трудом на земле, а также обучались различным нехитрым ремеслам, которые могли бы обеспечить им пропитание в дальнейшей жизни.

                После революции во дворце обосновался  дом отдыха для сотрудников  НКВД, далее – промышленные предприятия,  а в бывшем приюте – детская колония. Екатерининскую церковь закрыли в 1938 году, после смерти его последнего настоятеля Николая Георгиевского. Во время же немецкой оккупации церковь действовала. В июле 1943 года, когда здесь торжественно отмечался юбилей победы Франко в Испании, советская артиллерия разбила частично дворец. В то время на торжестве присутствовали командир голубой дивизии Эстебан Инфантес, командующий 18-ой армии Георг Линдеманн и другие высшие офицеры немецкой и испанской армии. От ударов советской артиллерии  было на месте  уничтожено 38 человек испанских и немецких офицеров, солдат и обслуживающего персонала.

                После войны, в 1946 году, снова открыли для верующих церковь. Причем ее наличие  обосновывалось открытием кладбища возле нее. В дальнейшем мы увидим, данное обстоятельство сыграло отрицательную роль в возрождении былого величия этого уголка.  А тогда открывшаяся церковь стала единственной на территории от Вырицы и Гатчины до Усть-Ижоры в советское время. Она  сыграла большую роль в окормлении прихожан, проживающих на этой территории. Первым ее настоятелем стал Константин Федорович Травин, который работал еще в псковской миссии во время немецкой оккупации. Долгие годы, с 1977 года по 2003 год, настоятелем церкви был протоиерей Вячеслав Клюжев. Он оказал большое воздействие на приходскую жизнь Пушкина, Павловска, Коммунара и ближайших сел и деревень. По смерти протоиерея Вячеслава Клюжева в 2003 году назначен в Екатерининскую церковь протоиерей Олег Скоморох, который до сих пор несет службу. Он возглавил восстановительные работы Екатерининской церкви. Был восстановлен купол на церкви и колокольня, разрушенные во время войны. Отреставрированы интерьеры. Новая жизнь вошла в старые стены.

                В последние годы фасады бывшего дворца Самойловой также восстановили. Красивый дворец вот уж третий год стоит за забором. Сияют на солнце новые стекла в окнах. Но никто не живет в нем. Мало того, заброшены работы по ремонту во внутренних помещениях дворца.  Новый владелец пытался во дворце сделать гостиницу, которую  обещался открыть  к футбольному чемпионату мира 2018 года. Не сложились. Безусловно, отрицательную роль сыграло наличие не так далеко расположенного и все увеличивающегося кладбища. Вот как бывает. В свое время кладбище вдохнуло жизнь в церковь. И, уже в наше время, оно же не дает возродиться дворцу Самойловой.

                В основу рассказа о Графской Славянке легла книга «Графская церковь Святой Екатерины», с которой более полно можно ознакомиться в краеведческом отделе.

Марина Орлова

Фото взяты из книги

 

Книга "Графская церковь Святой Екатерины". - 2018. - 47 с.

 

 

Портрет графини Юлии Павловны Самойловой. Шарль Бенуа Митуар. Государственный Эрмитаж

 

 

Графская Славянка времен Юлии Самойловой.

 

 

Восстановленный дворец в поселке Динамо.


Назад