Росси Карл

  • 17.05.2020 23:16
  • 127 Прочтений

С 27 июня по 27 сентября 2019 года в ГМЗ «Павловск» проходила выставка «Карл Росси. На фоне Павловска». К выставке опубликовали каталог  «Карл Росси. Портрет на фоне Павловска». В основу статьи взята информация из каталога.

Карл Росси родился в 1777 году, в Неаполе, у знаменитой пары танцовщиков Марии-Гертруды и Джованни Доменико Росси. Семейная жизнь супругов не сложилась, и Гертруда осталась одна с ребенком на руках. Вскоре она переехала в Англию, в Лондон. Там она блистала в королевском театре «Друри-Лейн», где познакомилась с талантливейшим  танцовщиком Шарлем  Ле Пиком. Они поженились. Гертруда и Ле Пик давали аншлаги, и многое сделали для становления  профессионального балета. Императрица Екатерина II, с любопытством наблюдая за театральной жизнью Англии, заключила контракт с Ле Пиком и Гертрудой, пообещав им 4000 рублей в год. Знаменитости переехали в Санкт-Петербург в 1785 году, где танцевали на подмостках Эрмитажного театра.

                У Ле Пика и Гертруды сложилось все удачно в Петербурге, ставились новые постановки, которые принимались просвещенной публикой.  А дача у них была в Павловске,  между Федоровской дорогой (ныне Садовая улица) и Пиковым проспектом (ныне улица 9-я января). Кстати, Пиковый проспект был назван в честь Ле Пика. Карл Росси, пасынок знаменитого танцовщика, был приближен к придворным кругам. Треугольный участок № 49 располагался совсем рядом с Павловским дворцом. Таким образом, детство, отрочество Карл проводил в Павловске. В то время здесь работали художники и архитекторы – Чарльз Камерон, Карло Скотти, Винченцо Бренна, Пьетро Гонзаго. А с 1796 году, с восшествием Павла I на престол, итальянский архитектор Винченцо Бренна осуществлял перестройку дворца в Павловске, расширяя его под императорскую резиденцию. Бренна надстроил полуциркульные галереи, создав анфиладу парадных интерьеров: Большую столовую, оркестровую, Кавалерский зал. Еще раньше  Бренна, увидев способности Карла Росси к рисованию, взял его к себе учеником. Ле Пик и Бренна были соседями по участкам, а также посещали одну, Екатерининскую церковь, что на Невском проспекте. Таким образом, Бренна определил будущее своего ученика, который в дальнейшем  стал архитектором величественных градостроительных комплексов в Санкт-Петербурге. Без этих творений Росси не представить ныне центр города.  

                Императрица Мария Федоровна (супруга императора Павла I), постоянно проводя летне-осеннее время в любимой своей резиденции, любила там заниматься творчеством. Можно сказать, что она была самой рукодельной императрицей, впрочем, больше ее никто не занимался и благотворительностью тоже. Она создавала камеи, резала по камню, рисовала на молочном стекле, даже работала на токарном станке, вытачивая из кости. Эти предметы декоративно-прикладного искусства являются произведениями искусства, отчасти потому,  что  создавались по рисункам Бренны и Карла Росси. Если вы будете в парадной библиотеке императора Павла I (второй этаж Павловского дворца), обратите внимание на огромный стол «о двенадцати ножках». Его венчает настольное украшение -  храм. На цоколе и фронтоне храма размещены рисунки трофеев и вензеля Павла, выполненных на молочном стекле, которые скопировала Мария Федоровна с рисунков Карла Росси.  

                Любимый архитектор Павла I – Винченцо Бренна - принял также участие в строительстве Михайловского замка. В свое время на месте замка стоял летний дворец императрицы Елизаветы Петровны, где родился Павел. И он надеялся, что будет надежно защищен от дворцовых переворотов в крепости, что представлял собой построенный Михайловский замок. Император все время торопил архитектора и строителей, мечтая как можно быстрее переехать во дворец. Как всегда, помогал  Бренне Карл России. Он  создавал чертежи, рисовал интерьеры, предметы декоративно-прикладного искусства. Наконец, императорская семья въехала в только что построенный и еще непросохший, холодный дворец в феврале 1811 года. Жарко пылающие дрова в печах и каминах не могли даже немного протопить промозглые стены. После же убийства Павла 11 марта 1811 года, архитектора Бренна и его ученика уволили.

                Тогда Винченцо Бренна пишет прошение императору Александру I на выезд из страны вместе со своим учеником Карлом Росси. Император соизволяет, причем даже оставляет жалованье на время осуществления  поездки. Карла Росси едет с Винченцо Бренной в Италию, Флоренцию. Не стоит и обсуждать, что эта поездка в Италию с учителем сыграла большую роль в становлении таланта Росси. Наверное, он еще какое-то время оставался бы за границей… Но в январе 1803 года сгорел Павловский дворец. Императрица Мария Федоровна уже в феврале обратилась к Бренне с просьбой прислать проекты интерьеров ее сгоревшего дворца. Бренна же с чертежами отослал в далекую Россию Карла Росси.

                Карл Росси приехал в мае 1803 года и преподнес Марии Федоровне альбом, в котором находились 21 проект – экранов, настольных украшений и ламп -  его рисунков. Мария Федоровна в благодарность подарила ему перстень за 550 рублей.

                В 1808 году Росси впервые выступает в роли архитектора, построив в Москве каменное здание театра, а с 1809 года занимается реконструкцией в Твери путевого дворца для великой княгини Екатерины Павловны и ее супруга принца Петра-Фридриха Георга Ольденбургского. Большой дворец с пандусом, выходящим в парк, стал истинным украшением города Твери, которым и остается до сих пор после его недавней реставрации. Екатерина Павловна в письме к своему августейшем брату лестно описывает достоинства архитектора Карла Росси, что было нелишним для дальнейшей его карьеры, так как Александр I  прислушивался к мнению любимой младшей сестры.

                В 1816 году Росси занимается интерьерами Аничкового дворца, которые готовятся к свадьбе великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны. А в 1818 году Росси осуществляет строительство Елагиноостровского дворца – подарок императора Александра I  своей матери императрице Марии Федоровне. Карл Росси блестяще справился со сложной задачей, за что император дополнительно наградил архитектора ежегодным пансионом в 3000 рублей.

                Между тем, в эти же годы Карл России находит время, чтобы работать по заказам императрицы Марии Федоровны в Павловске. Так, во дворце архитектор создал совершенный интерьер в стиле ампира – Угловой кабинет Марии Федоровны, где даже дверные ручки созданы по рисункам архитектора.  А в 1824 году построил дворцовую библиотеку, которая по имени создателя до сих пор так и называется. Ее большое помещение, рассчитанное на 22 000 книг, он воздвиг над галереей Гонзаго. Фасадная стена  библиотеки перекликается своими декоративными элементами с галереей Гонзаго. До Великой Отечественной войны в библиотеки стояли специально для этого интерьера продуманные архитектором  вогнутые библиотечные шкафы, а также витрины, расположенные по центру и около окон. Во время войны библиотека сгорела, и до сих пор роскошная меблировка дворцовой библиотеки до конца не восстановлена. Частично о былом великолепии напоминают шкафы из карельской березы тепло-желтого цвета с волнистым рисунком, украшенных накладками в виде лир, венками с розетками, ромб. На торцевых стенах восстановлена роспись.

                Много работал Карл Росси в эти годы и в дворцовом парке. На месте Турецкой палатки возле тройной липовой аллеи в районе дворца по его проекту построили трельяжную беседку, не сохранившуюся до нашего времени. На ее месте в настоящее время стоят чугунные вазы, созданные по рисункам Росси. Вообще, чугун – материал особо любимый архитектором. Все изделия из чугуна для украшения Павловска отливались на Александровском чугунолитейном заводе (ныне «Пролетарский» завод), который возглавлял талантливый инженер Матвей Кларк. До наших времен сохранился мостик Росси, украшенный чугунными вазами с изображениями дельфинов, которые перекликаются с лепным узором Храма дружбы. А Николаевские чугунные ворота, изготовленные по проекту Карла Росси, несмотря на превратности 20-го века, дошли до нашего времени. Достижением же совместной работы Росси и Кларка является Александринский театр, для которого Кларк разработал специальную конструкцию перекрытия.

                До сих пор осталось напоминание об архитекторе Росси и в ближайшем населенном пункте к Павловску – в поселке Тярлево. Там, на окраине дворцового парка, раньше стояла деревня Глазово, спроектированная в то время Росси. В центре деревни располагался пруд, от которого отходили деревенские дворы. Росси нарисовал деревню подробно, с избами, выполненными в русской стиле, с заборами и скамьями с подзорами. Дома были украшены резными прилечинами, полотенцами, наличниками. Рисунки Росси подарили королю Пруссии Вильгельму Фридриху III, отцу великой княгини Александры Федоровны (будущей императрицы Александры Федоровны). По ним в Пруссии построили деревню в русском стиле, названную  Александровка - в честь Александра I - возле Потсдама. Эта уникальная деревня до сих пор сохранилась, и по ней можно представить, как выглядело в свое время Глазово.

                Конечно, основные постройки Карла Росси были созданы для Санкт-Петербурга. Он построил Михайловский дворец для великого князя Михаила Павловича. Целый район между Садовой улицей, Невским проспектом и Фонтанкой  –  также плод его гения, на его территории разместился Александринский театр. Здание Синода и Сената, здание Главного штаба с величественной аркой – этими градостроительными комплексами мы также обязаны ему. И все же – вернемся в Павловск.

                В 1914 году в Павловском парке появился павильон Марии Федоровны. Не все знают, что в основу проекта павильона главный архитектор города Павловска Дмитрий Зайцев положил рисунок, исполненный Карлом Росси. Таким образом, владелец Павловска великий князь Константин Константинович увековечил память своей прабабушки через сто лет. И мы, современники, творения Карла Росси видим, прогуливаясь по Павловску. Не будем забывать об этом, когда в очередной раз побываем там – после самоизоляции!

Марина Орлова

Фото из альбома к каталогу

 

 

Б.Ш.Митуар. Портрет архитектора Карала Ивановича Росси. Жо 1812.

 

 

Дж.Доу. Портрет вдовствующей императрицы Марии Федоровны. 1820-ые годы.

 

 

К.Росси. Проект деревни Глазово. 1815.


Назад