Май Карл.

  • 14.11.2020 21:40
  • 671 Прочтений

Его ученики приумножили славу России

Онлайн мероприятие в рамках клуба "Отечество" от 14 ноября 2020 года. 10 ноября (по новому стилю) исполнилось 200 лет со дня рождения Карла Ивановича Мая – выдающегося педагога России, почти 40 лет стоящего у руля гимназии и училища, названного его именем (1856-1890). Из стен его вышли воспитанники, которые в дальнейшем проявили себя на разных поприщах: всемирно известный гуманист и художник Николай Рерих и его дети, историк искусства, иллюстратор и художник Александр Бенуа, академик Императорской Академии художеств Николай Бруни, статистик Дмитрий Семенов-Тян-Шанский, шесть дореволюционных губернаторов. После революции это учебное заведение претерпело большие изменения, но все же исправно продолжало поставлять людей, способствующих процветанию государства, достаточно назвать одно имя - космонавта Георгия Гречко. Что же это был за педагог – Карл Май, чья методика способствовала исправному и долговременному взращиванию достойных мужей государству?

                Поможет мне в этом книга, выпущенная издательством «Серебряный век», - «Карл Иванович Май и его петербургская школа». Ее презентация должна была состояться как раз на днях в клубе «Отечество», но, к сожалению, ее, по известным причинам, не будет.

                Итак, Карл Май родился в 1820 году в семье немецкого мастера бронзовых дел Иоганна Готтлиба, работавшего при Лютеранской церкви святой Екатерины, и шведки Марии Якобины Май. Семья жила на Васильевском острове. Надо пояснить, что со времен еще Екатерины Великой в Россию приехало много немцев. И в Петербурге на Васильевском острове проживало до революции 16 % немцев от тогдашнего населения. Они занимались и торговлей, и преподаванием, и различными ремеслами. Отец умер довольно рано, и на мать свалились заботы, как накормить и одеть пятерых детей (кроме Карла, в семье были брат и три сестры). Одно время заботу о старшем сыне взял на себя дядя отца, но вскоре и он ушел из жизни. Несмотря на все трудности,  мальчик постоянно учился, и учился со всем прилежанием. А уже с 14 лет он стал основным добытчиком для семьи, давая уроки. Как вспоминал впоследствии Карл Иванович, возвращаясь вечером с уроков, он не видел ни одного огонька в окнах, где его ждала семья, потому как не было денег не свечу. И все же, обучаемые им отпрыски настолько хорошо проявляли свои знания, что он заслужил себе репутацию блестящего педагога. Его пригласили в семью Дашковых (Дмитрий Дашков был одно время Министром юстиции) для обучения сына Дмитрия. У молодого учителя с воспитанником сложились добросердечные отношения, и несколько лет он провел в этой семье. Летом, на каникулах, он вместе с Дмитрием ездил за границу, где они, в основном, слушали лекции известных профессоров университетов.  Между тем, Карл окончил историко-филологического отделение Санкт-Петербургского отделения университета. Вскоре он стал преподавать географию в Лесном институте (ныне Лесотехническая академия). Его интересные лекции настолько отличались от лекций других преподавателей, что снискали любовь всей учащейся молодежи. Но не всегда профессор был готов к проявлению такой любви. Однажды студенты вынесли любимого профессора в кресле на руках в сад, где прочитали ему восторженное стихотворение.

                Женился Карл Май, когда ему было 41 год, а его избраннице Анне 24 года. Через год, в 1856 году он в своей квартире организовал немецкую начальную школу. Первых учеников было всего 10 человек. Эта школа появилась по инициативе немецкой диаспоры купцов, биржевиков, они, видя его способности в обучение детей, предложили ему основать школу. Карл Иванович же не стал отказываться, ему хотелось применить свой опыт и методику на деле. Всего через несколько лет школа переехала в большее здание, на 10-линию дом 13  Васильевского острова, школа из начальной превратилась в среднюю. 25 лет школа развивалась как немецкая – многие предметы преподавались на немецком языке, кроме русской литературы, словесности. В школе Мая существовало два отделения: классическое (гимназицеское), с обучением двух древних языков – латинского и древнегреческого,  и реальное, которое давало прикладные знания. В 1881 году школа перешла на программу Министерства просвещения для того, чтобы учащиеся смогли воспользоваться всеми преимуществами, полагавшимся государственным образовательным учреждениям.

                Все выпускники гимназии и училища вспоминали свои годы, проведенные в Школе Мая, как наиболее счастливые, давшие им возможность вполне раскрыть свои таланты, получив тот стержень, на который они опирались в дальнейшей жизни. Что составляла сущность методики Мая? Карл Иванович воспитание и образование ставил на гуманной основе. Он считал, что воспитывает юношество –  семья, школа и церковь. Поэтому всегда поддерживал самые тесные отношения с семьей ученика. Он знал, в каких условиях живет его ученик, и если он едва сводил концы с концами, то поддерживал его уроками. Надо сказать, что школа взимала небольшую плату, была всесословной и веротерпимой. В ней обучались дети разных национальностей, здесь были и немцы, и финны, и русские, и латыши, и евреи, и татары. Никогда учеников школы Мая не делили по национальности, впрочем, как и по вероисповеданию... В школе утром и вечером читались православные молитвы, пелись псалмы. Главной своей задачей Карл Иванович считал, что надо так воспитать и образовать своего ученика, чтобы он принес как можно большую пользу своему отечеству. Педагог умел рассмотреть те качества в ученике, в которых он проявит себя с лучшей стороны. И главным девизом школы Мая было - сначала любить, а потом учить.

                По многочисленным воспоминаниям учеников, каждое утро директор встречал мальчиков на верхней площадке лестницы и здоровался с каждым за руку. Впрочем, неверно - не с каждым. Он не подавал руки учащемуся, который провинился. И это наказание было более тяжелым, чем все остальное: лишение за обедом сладкого или оставление на два часа после уроков.

                Большое внимание Карл Иванович придавал физическому состоянию воспитанников. Уроки тогда длились 1 час и 15 минут, и на переменках не возбранялось вволю порезвиться и побегать в рекреациях. А на большой перемене, которая составляла час, где полчаса приходилось на обед, полчаса на прогулку, дети играли в городки, казаки-разбойники, горелки во дворе. А зимой, что была за сказка! Тогда зимы стояли снежные и морозные. Во дворе ученики делились на два лагеря и играли во взятие снежного городка. Одни защищались за толстыми стенами из снега, тогда как другие пытались штурмом захватить крепость. После таких физических упражнений ученики с большим вниманием отдавались урокам.

                В  педагогической деятельности Карл Иванович опирался на опыт своего любимого директора из немецкой школы Петришуле – Эдуарда Коллинза. Май окончил с отличием эту гимназию. Он вспоминал, что переходных экзаменов из класса в класс не было. Коллинз приходил на урок, и по его просьбе учитель опрашивал подробно то одного ученика, то другого. Оказывалось, что так он экзаменовал и ставил переводную отметку. Поэтому и в своей практике Карл Иванович не применял переводных экзаменов. Конечно, это не казалось выпускных экзаменов, которые проходили публично в присутствии высочайших сановников.

                Также Карл Иванович считал, что не следует учеников отпускать на долгие каникулы (вакации – как тогда говорили) без заданий. Необходимо ученику задать какой-либо материал на повторение материала. Для него было это очень важно, чтобы таким образом ученик привыкал к систематическому постоянному труду, что в дальнейшей жизни ему пригодится больше, чем что-либо другое. Только упорный, почти ежедневный труд был способен обеспечить человека и подвигнуть на большие достижения, считал директор.

                Уважительное и доверительное отношение к ученикам давало результат. Как упоминалось выше, из стен гимназии и училища вышли люди, оставившие большой след в истории России. 42 воспитанника были впоследствии удостоены академического звания, двое были министрами юстиции Императорской России. В гимназии учились отпрыски купцов, интеллигенции нескольких поколений. Так, 25 воспитанников из знаменитой династии Бенуа получили среднее образование в Школе.

                В 1890-м году Карл Иванович отошел от руководства школы, передав бразды правления своему любимому ученику Василию Александровичу Кракау (был директором с 1890 по 1906 год), сыну знаменитого архитектора. Василий Александрович продолжил дело Мая в его традициях, увеличив количество предметов в реальном училище. 20 марта 1895 года Май умер, его хоронила не только вся школа, но и бывшие его ученики. Надо сказать, что уже с конца 1850-х годов, ученики стали себя называть «майскими жуками», по фамилии своего директора. И на похороны пришло много «майских жуков» разных выпусков.

                О Карле Ивановиче Мае ничего не было слышно почти 100 лет, до тех пор, пока историей школы и его директором не заинтересовался выпускник 1949 года 5-й школы (преемницей школы Мая) Никита Владимирович Благово. Он в конце 1980-х годов познакомился со старым «майским жуком» – Дмитрием Сергеевичем Лихачевым, который его сподвигнул на написание книги о школе. Она вышла в 1990-м году - «Школа на Василевском», в соавторстве с Лихачевым и филологом Евгением Белодубровским. Книгу прочитал Рафаэль Юсупов, – директор Санкт-Петербургского института информатики и автоматизации Российской Академии наук.  Его институт занимает бывшее, уже третье здание в истории школы Мая, на 14 линии Васильевского острова, дом 39 (построено в 1910 году по проекту выпускника Гимназии Мая архитектора Г.Д.Гримма). Юсупов предложил создать Музей школы Мая в этом здании. На открытии музея 12 мая 1995 года был академик С.Д. Лихачев, приветственную речь сказал Рафаэль Юсупов. Люди настолько запрудили всю улицу, что даже пришлось перекрывать движение. С этого времени вышло несколько книг о школе Мая, музей уже занимает семь больших помещения. Музей в 2018 году стал государственным. За эти годы здесь побывало 25 тысяч человек из 120 стран мира. Никита Благово сделал то, что считает нужным делать каждый человек. В связи с 25-летием Музея истории школы Карла Мая. Никите Владимировичу в октябре 2020 года  был вручён знак отличия "За заслуги перед Санкт-Петербургом". 10 ноября на Смоленском Лютеранском кладбище прошло торжественное мероприятие с возложением цветов на могилу Карла Мая. К 200-летию великого педагога выпущена памятная медаль, которую вручали в тот же день друзьям Музея школы Карла Мая – в первую очередь – потомкам знаменитых выпускников – Римского-Корсакова, Бруни, Фомина и многим другим. В числе награжденных – и издательство «Серебряный век».

Каждый человек должен знать историю своей школы, учреждения, своей Малой Родины, а также историю своей семьи. Это необходимо для поддержания традиций, для воспитания подрастающего поколения. Для будущего страны.

Марина Орлова

Барельеф на фасаде бывшего здания  Школы Карла Мая. 14-ая линия, дом 39

 

Петербургский педагог Карл Иванович Май (1820-1895)

 

Экспозиция музея истории Школы Карла Мая.

 

Никита Благово вручает памятную медаль в честь 200-летнего юбилея Карла Мая директору издательства "Серебряный век" Владимиру Уржумцеву


Назад