Бенуа Александр Николаевич

  • 12.05.2021 15:21
  • 438 Прочтений

Александр Николаевич Бенуа, родившийся в Санкт-Петербурге в 1870 году, считался долгие годы человеком западной культуры, хотя в России он провел большую часть жизни. Ценил и любил русское искусство, театр. Но с 1926 года он постоянно проживал  во Франции, реализовывал себя работой в театре, сотрудничая с Ла Скалой, Гранд Опера и другими не менее прославленными театрами мира. По-новому взглянуть на него нам поможет выставка "Александр Бенуа", приуроченная к 150-летию художника, действующая в Михайловском замке до конца марта.

            Александр родился в знаменитой творческой семье, члены которой оставили огромный след не только в русской культуре, но и в мировой. С детства он был обречен стать человеком, связанным, так или иначе, с искусством. Его отец - Николай Леонтьевич, и два его брата, Альберт и Леонтий, были архитекторами. А отцом матери Бенуа, Камиллы, был Альберт Кавос, автор проекта Мариинского театра и других театров России. Саша с младенчества рос в окружении книг, увражей, картин, в изобилии украшающих стены их большой фамильной квартиры, находившейся по соседству с Мариинским театром. Он был погружен в постоянные разговоры о театре, архитектуре, живописи. Искусствоведческие темы разной направленности вели не только члены семьи, но и их многочисленные гости.

Мир искусства

            Своих верных друзей на всю жизнь, своих единомышленников он нашел в частной гимназии Карла Мая, в которой обучался с 1885 по 1890 годы. То были - Дмитрий Философов, Константин Сомов, Вальтер Нувель. Они в гимназии создали кружок самообразования. Затем, по окончании гимназии, к ним присоединился двоюродный брат Философова Сергей Дягилев, художник Лев Бакст. Александр, враг рутины и затхлости, всего четыре месяца отходил на занятия в Академию художеств и бросил ее. Не получив академического образования, его нельзя считать дилетантом. Он брал уроки живописи, рисунка у своего старшего брата Альберта, прекрасного акварелиста. Много занимался в Эрмитаже, часами копируя мастеров. Вскоре он вместе с Сергеем Дягилевым создает новый журнал "Мир искусства", по имени журнала творческое объединение художников называется мирискусниками. Их объединяла тяга к ретроспективизму, поиски идеалов в искусстве предыдущих веков. В конце 19-го века в Париже и в других западноевропейских городах Дягилев организовывал выставки мирискусников, на них ополчился старейший критик Владимир Стасов, назвав их декадентскими. Авторитет Стасова не смутил ни в коей мере Александра Бенуа, он продолжал работать в том направлении, которое выбрал. И активно с ним полемизировал в печати.

            С 1896 года Бенуа периодически проживал во Франции, там он влюбился в дворцово-парковый ансамбль Версаля. Он создал Версальскую серию пейзажей и ретроспективных композиций.  В ней он воспевал гармонию красоты, которая зарождается из трех взаимосвязанных компонентов: человека, природы и искусства. Воспевание прошлого, причем таким, каким видит в воображении Александр Бенуа, - становится главным делом в его жизни. Отныне - это его кредо.  В дальнейшей жизни, чем только Александр Бенуа не занимался, он всегда видит, прежде всего, красоту прошлого, и пытается донести до современников, что в этом и заключается современное искусство.

Театр

            Уже с 1900 года, с постановки в Эрмитажном театре оперы «Месть Амура» на музыку Александра Танеева, Александр Бенуа пробует себя в театре. Для Мариинского театра он создает серию эскизов костюмов и декораций, а также становится автором постановки спектакля "Павильон Армиды" на музыку Николая Черепнина. Неслучайно этим спектаклем Сергей Дягилев затем открывает Русские балетные сезоны в Париже. Многие годы, в течение которых идут русские сезоны, Александр Бенуа сотрудничает с Дягилевым, создавая декорации и костюмы, а в некоторых случаях являясь автором либретто. Здесь, в Париже, Александр Бенуа создает один из шедевров мировой классики в балете –  «Петрушка», музыку к которому написал композитор Игорь Стравинский. В балете Александр Бенуа воплотил всю любовь к вольному стихийному народному веселью, к масленичным балаганам. То был первый балет на тему русской жизни.

            В своих воспоминаниях, Бенуа написал о том, как зародилась его любовь к балаганам. Когда ему было всего четыре года, он увидел представление в исполнении уличных актеров, разыгрываемого на Масленицу. Представление, в котором играли Арлекин, Пьеро и Коломбина, произвело настолько сильное впечатление на ребенка, что на всю оставшуюся жизнь он полюбил театр. Все последующие годы, которые следовали до революции, он с замиранием в сердце, ждал Масленицу. С нарастающим нетерпением наблюдал за строительством балаганов на Царицыном лугу (ныне Марсовое поле). И то веселье, запахи, звуки, которые сопутствовали разгулью народного веселья на Масленицу, он запомнил навсегда, и очень сожалел, что ушло безвозвратно. Впечатления ребенка он постарался передать в балете «Петрушка». Судьба балета была успешна, постановка шла на подмостках многих прославленных театров и составила золотой фонд мировой классики. А декорации, эскизы к костюмам остались в большом количестве в фондах Русского музея благодаря щедрому подарку княгини Марии Тенишевой.

            Нельзя не отметить вклад Александра Бенуа в создании журнала «Мир искусства». Он старается каждый номер журнала сделать на высоком уровне полиграфического искусства. В журнале содержались иллюстрации как его самого, так и других мирискусников, Большое значение, почти самостоятельное, играют виньетки, начальные буквы, заставки в журнале.

            В России Александр Бенуа публикует капитальные труды по искусству. Выходят в свет его: «Русская история  живописи», «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны»  («Всеобщая история живописи» осталась незаконченной из-за начавшейся Первой мировой войны). Другая ипостась его творчества – это работа книжным графиком. Пушкинская тема проходит через все его творчество. Его иллюстрации к «Пиковой даме», вызывают критику опять же со стороны Владимира Стасова, но время показало неправоту прославленного критика. На протяжении 20 лет он работает над иллюстрациями к поэме Пушкина «Медный всадник». В этом произведении главным героем является Санкт-Петербург. Красивый, масштабный город, раскинутый на берегах грозной реки - Невы.

Во время революционных потрясений

            С начала Октябрьской революции Александр Бенуа начинает сотрудничество с большевиками, впрочем, у него не было выбора. Он делает все возможное, чтобы сохранить национальное достояние России от разграбления. Он думает о появлении исторического музея в Гатчине, пытается защитить бесценные сокровища Русского музея. В 1918 году он становится директором Картинной галереи Эрмитажа. Именно он занимается концепцией развески картин на экспозиции, а также в фонде. Он отбирает картины из великокняжеских коллекций, высшего дворянства. Работает буквально на износ. А, кроме того, сотрудничает с Московским художественным театром, ставя спектакли, создавая костюмы и декорации к произведениям знаменитых комедиографов XVII и XVIII веков.

            С 1926 году Александр Бенуа живет во Франции. Здесь он, в основном, сотрудничает с театрами, создавая постановки, декорации и костюмы. Более трехсот спектаклей им оформлено в театрах: Иды Рубинштейн, Ла Скала, Гранд Опера. Александр Николаевич никогда не порывал связи с русскими деятелями искусства, состоял с ним в переписке, организовывал выставки русских эмигрантов художников. Писал множество критических статей, которые публиковались в периодических изданиях во Франции и других странах. Он прожил долгую жизнь, уйдя из жизни в девяностолетнем возрасте. Последние 20 лет он писал воспоминания. Он, знающий многие иностранные языки, писал их на русском языке.

            Многие произведения Александра Бенуа написал на бумаге акварелью, гуашью, из-за этого его творения крайне редко экспонируются. Поэтому – у вас есть редкая возможность познакомиться на выставке с работами русского художника, каким себя считал Александр Бенуа, в Михайловском замке. Кстати, 21 января прошло онлайн мероприятие, посвященное Александру Бенуа, его можно посмотреть Вконтакте ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка..

Марина Орлова

Верейский. Портрет Бенуа. 1924

Эскиз к костюму "Петрушки" Стравинского. 1917 год.

Бенуа с сыном и внуком. 1922 год.

"Петрушка". Акварель Бенуа. 1956 год.




Назад