Фильм Ирины Михальченко "Золото и пепел"

  • 11.05.2021 19:22
  • 564 Прочтений

К 9 маю – Дню Победы приурочили показ фильма «Золото и пепел» (2020 года выпуска) режиссера Ирины Михальченко. Показ прошел в рамках клуба «Отечество»  5 мая. Ирина Алексеевна ответила на вопросы зрителей.

Фильм о последствиях оккупации города Пушкина во время Великой отечественной войны, в результате которой был уничтожен Екатерининский дворец и разграблен, частично разрушен Александровский дворец. Он поднимает сложные вопросы реституции (возвращение награбленного захватчиками), рассказывает о подвиге реставраторов по восстановлению Екатерининского дворца в послевоенное и в наше время.

                Самое удручающее, что Екатерининский дворец, и по прошествии более 70 лет после войны, еще не полностью восстановлен. Лишь в этом году восстановили Лионский зал и сделали его доступным для экскурсантов. Другие личные покои Екатерины II еще ждут своего восстановления.

                В часовом фильме «Золото и пепел» рассказывается и об эвакуации предметов перед оккупацией. Научные сотрудники Вера Лемус, Евгения Турова до конца оставались во дворце, и покинули его последними. За 85 дней эвакуации удалось вывезти наиболее ценные экспонаты, но немногим больше 20% от всего остального. Конечно, самая большая утрата из оставленного во дворце – Янтарная комната. Ее воссоздали лишь в 2003 году.

                За 895 дней оккупации, что немцы и испанцы хозяйничали в городе, они нанесли невосполнимые утраты, как самому зданию Екатерининского дворца, так и его содержимому. Было доказано умышленное варварское отношение захватчиков к нему, вплоть до снятия паркетов в парадных залах дворца, вывода буржуек через камины Золотой анфилады.

                После освобождения города Пушкина стоял вопрос о целесообразности восстановления дворцов в то время, когда страна голодала и жить людям было негде. Но дворец был восстановлен подвижниками, романтиками того времени. В фильме рассказывается о судьбе единственного реставратора-художника, дожившего до нашего времени – Раисы Слепушкиной. Она пришла во дворец в 1957 году и занималась сначала восстановлением великокняжеской половины: Павла Петровича и Марии Федоровны. Именно ей, совсем молодой женщине, удалось расписать шелк Голубой гостиной. Раиса Дементьевна уже в наше время проходит по Золотой анфиладе, Картинному залу и рассказывает, как это было. Что сохранился всего один маленький кусочек подлинного шелка за рамой зеркала, а еще несколько черно-белых фотографий. Она до сих пор помнит ею придуманный процесс нанесения красок на шелк, как его смачивала, натягивала на подрамник. К огромному сожалению, в 2020 году ее не стало.

                Помимо темы восстановления, создатели фильма рассказывают и о немецких супругах - Йенце и Франциске Хармзен. У них отцы были во время войны  среди захватчиков, и в разное время воевали в городе Пушкине. Сохранились письма отца Йенца своей жене, где он описывает сказочный дворец в городе. Сохранились акварельные рисунки и фотографии отца Франциски, на которых запечатлен опять же дворец, уже разграбленный и разрушенный. Они, отцы этой супружеской пары, по их словам, честно выполняли свой воинский долг, и никогда особенно не думали о последствиях того, что они совершили на нашей земле. Лишь к концу жизни, и тот, и другой стали воспринимать далекое время иначе, стали понимать, какую боль они нанесли русским. И когда Франциска спросила мнение отца о возвращении вещей, похищенных им,  в Екатерининский дворец, тот ответил: «Это хорошая идея». Супружеская чета передала английскую книгу из библиотеки Александра I, икону фрейлины императрицы Александры Федоровны Анастасии Гендриковой,  две вазочки. На этих предметах были инвентарные номера Екатерининского и Александровского дворцов. Сохранились инвентарные книги от 1940 года, которые спасла в последнюю минуту Евгения Турова. А сейчас, по словам старшего научного сотрудника ГМЗ «Царское Село» Ларисы Бардовской, они являются настольными для каждого хранителя.

                Фильм стал своеобразной энциклопедией. В нем выступили: директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова, заместитель по науке и просветительской деятельности ГМЗ Ираида Ботт, хранитель архитектурной графики Екатерина Епаринова, хранитель фрагментов архитектурного убранства Елена Борушко. Много чего рассказал о своих коллегах-реставраторах народный художник РФ Валерий Леднев. Они все воздали должное послевоенным реставраторам, фотографии которых также приведены в фильме.

Марина Орлова

Фото автора

Ирина Михальченко рассказывае о том, как создавался фильм.

Ирина Михальченко на выступлении 5 мая.



Назад