Между буквой и цифрой: библиотека в 21 веке

  • 06.07.2021 13:01
  • 392 Прочтений

Между буквой и цифрой: библиотека в 21 веке

Речь в нашей статье пойдет о библиотечной системе Пушкинского района. Точнее, о ее ресурсах и возможностях в современных условиях. Они стали предметом разговора с  главным библиографом централизованной библиотечной системы Пушкинского района Яной Бредихиной.

- Как библиотеки нашего района пережили последний непростой 2020 год? Да и 2021 год также не дает расслабиться.

- Прошлый и нынешний год  поставили сложные вопросы перед библиотеками. Но радует, что, как до пандемии, так сейчас – читатели активно продолжают посещать библиотеку, чтобы получить книги на дом. Когда в сентябре 2020 года (на полтора месяца), а затем с марта 2021 года разрешили проведение мероприятий, то по количеству посетителей, мы сразу поняли, как же не хватало читателям библиотечных встреч. И даже во время локдауна (в марте-июне 2020 года) мы продолжали работать и обслуживать наших читателей удаленно. К счастью, на этот момент библиотеки уже имели определенный опыт удаленной деятельности.

- Об удаленной работе библиотек поясните, пожалуйста.

- Мы поставили на службу библиотеке достижения повсеместной цифровизации и электронных ресурсов. Интернет нам – не конкурент, а помощник. При профессиональном использовании печатного фонда и возможностей интернета, ресурсы современной библиотеки становятся поистине безграничными, а условия доступа к ним максимально комфортными. А главное, что они практически одинаковы, пришел ли читатель в Центральную районную библиотеку им. Д. Н. Мамина-Сибиряка или в небольшой филиал в Тярлево.  

Мы продолжаем оказывать традиционные библиотечные услуги. Выдаем книги на дом, проводим самые разнообразные мероприятия, выполняем библиографические справки, помогаем в подборе литературы для школьных рефератов и докладов, курсовых и дипломных работ и делаем многое другое, что всегда делали библиотеки.

Но в данное время все большее значение приобретает обслуживание читателей с использованием электронных ресурсов и средств коммуникации (соцсетей, сайта, электронной почты). А локдаун только подстегнул развитие ситуации. Поясню, как это произошло. Уже несколько лет библиотеки района предоставляют бесплатный доступ к различным платным электронным библиотекам (или по-другому – лицензионным базам данных). Три из них (Гребенникон, Public.ru и East View) были доступны только локально, в здании библиотеки, а двумя (ЛитРес, и Университетская библиотека онлайн) читатели могли пользоваться из дома. С объявлением карантина владельцы всех трех локальных баз проявили гражданскую солидарность и предоставили нашим читателям удаленный доступ к своим ресурсам. Интерес же читателей, у которых не стало возможности взять на дом печатное издание, к этим электронным библиотекам подскочил в несколько раз. В локдаун через библиотечный сайт и соцсети мы выдали больше 100 паролей и логинов для работы с полнотекстовыми базами данных. Таким образом, во время карантина, мы сохранили своих читателей и, надеемся, смогли кого-то поддержать в этот непростой момент нужной и хорошей книгой (пусть и электронной). Удаленный доступ ко всем пяти электронным библиотекам продолжает действовать и сейчас. Получить логины и пароли может каждый зарегистрированный читатель - или у сотрудника любой пушкинской библиотеки, или заполнив бланк на нашем сайте. Среди электронных библиотек, наиболее востребованной является, конечно,  ЛитРес. Пользоваться ей просто и комфортно, можно загрузить сервис в смартфон. Электронные и аудиокниги выдаются на 2 недели, а их жанры и тематику невозможно перечислить: от новейших бестселлеров до вузовских учебников, от детской классики до научной литературы на английском языке.  Университетская библиотека, в основном, предоставляет учебную литературу, серьезные монографии и справочные издания. База Гребенникон специализируется на статьях, книгах и видео по различным отраслям экономики.

Но это далеко не все электронные ресурсы, которые доступны нашим читателям. В двух библиотеках района - в Центральной районной библиотеке им. Д. Н. Мамина-Сибиряка и библиотеке-филиале № 1 в Павловске  - можно получить доступ ко всем изданиям НЭБ – Национальной электронной библиотеки. Этот проект существует уже несколько лет и на сегодняшний день включает актуальные издания, отобранные экспертами и востребованные школьниками, студентами, учеными и исследователями, а также широкими слоями пользователей, которым необходим доступ к систематизированному, доверенному и современному знанию. Многие оцифрованные издания проекта открыты любому пользователю НЭБ, а вот книги, защищенные авторским правом, можно прочитать только в ЦРБ и филиале № 1.

- А как можно узнать обо всех ресурсах и услугах, которые вы предоставляете в библиотеках – как виртуально, так и очно?

- Все просто. Заходите на сайт библиотечной системы Пушкинской ТЦБС: http://cbspushkin.spb.ru/ , а там смотрите вкладки «Услуги» и «Каталоги и ресурсы». Здесь вы можете обратиться к виртуальному лицу библиотеки – электронному каталогу.  Многие читатели его уже прекрасно освоили. Можно поискать интересующее вас издание (книгу или статью). А при наличии книги, воспользоваться на сайте услугой бронирования, чтобы взять издание на месяц на дом. Здесь же можно осуществить поиск необходимой литературы по каталогам Корпоративной сети общедоступных библиотек Санкт-Петербурга (КСОБ). Так как библиотечная система Пушкинского района является частью Корпоративной сети,  издание, которое отсутствует в нашем районе, можно поискать и заказать через каталог КСОБ: Либо забронировать и самому съездить за книгой в Петербург. Либо заказать доставку в удобную пушкинскую библиотеку (но тогда с книгой нужно будет работать в читальном зале). Либо получить электронную копию статьи или  небольшого фрагмента книги.

- А если читатель не находит нужную книгу или статью?

- В этом случае здесь же на нашем сайте, воспользуйтесь «Виртуальной справкой», библиографы вам помогут. Виртуальную справку иначе можно назвать «справкой для ленивых». То есть, если нет желания, возможности или трудно искать нужную книгу или литературу по теме – не надо, за вас это сделаем мы.

- Расскажите, пожалуйста, много ли вы выполняете библиографических запросов, и какие? Видимо, они разнообразные? Есть ли среди них неожиданные?

- Для библиографов, наверное, не существует неожиданных запросов. Любой вопрос  от читателя приемлем, и мы стараемся ответить. Какие же вопросы читатели задавали в последнее время? Например, такие: «Современный танец-перфоманс – что это такое?», «Этнографическое бюро Марии Тенишевой», «Устройство императорского вагона», «Как сортируют и перерабатывают мусор в англоязычных странах» (причем были нужны статьи на английском языке), «Латышская диаспора в Сибири на рубеже 19-20 веков», «Как подростку самому написать книгу» и даже «Что дать почитать мужу, с которым только что поругалась».  Запросы могут быть разного уровня: от доклада для второклассника до невероятного – диссертации в Сорбонне. Конечно, для диссертации мы не смогли предоставить литературу в полном объеме, но  - тоже очень важно! – смогли сориентировать читателя, где и как ему дальше работать над темой. Библиограф не обязан знать все, но найти он может многое. Существенное дополнение - мы общаемся с читателем по всем каналам современных коммуникаций: по телефону, в сети (на библиотечном сайте, в группе в контакте), по электронной почте. Но выскажу мнение всех библиотекарей – ничто не может заменить живое общение!

- Какие-то новые услуги появились в библиотеке в последнее время?

- Да. С ноября  2020 года мы организуем бесплатный доступ пользователей к интерфейсу ГИС «Государственные архивы Санкт-Петербурга». Он предоставляется в двух библиотеках системы: в Центральной библиотеке им. Д. Н. Мамина-Сибиряка и библиотеке-филиале № 1 г. Павловска. На специально выделенном для этого особом  компьютере можно получить доступ в три архива: Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб).

- Прекрасная возможность!

-  Обратите внимание на следующие нюансы. Для доступа пользователь должен иметь личный логин и пароль, которые можно получить только при личном посещении соответствующего архива. Библиотекарь-консультант оказывает пользователю помощь по первичному входу в систему. Консультации и помощь по поиску конкретных фондов, дел, фактов и так далее мы не предоставляем. Для этого надо иметь другую профессию – архивиста! В библиотеке читатель может ознакомиться с оцифрованными документами из архивов и заказать неоцифрованные дела для работы с ними в читальных залах архивов. Также пользователь имеет право сфотографировать с экрана необходимые документы.

Пользуясь случаем, хотела бы донести до читателя, что мы также начали оцифровку собственных архивов.  Благодаря проекту Корпоративной сети стало возможным оцифровать бесценный краеведческий ресурс - «Царскосельскую  газету». По соглашению с редакцией газеты уже отсканированы и выложены в электронной библиотеке КСОБ годовые подшивки за несколько десятилетий. Газета выходит с 1938 года. Сначала называлась «Большевистское слово», с 1953 года – «Вперед», с  1993 года - «Царскосельская газета». Это богатейший источник информации по истории Пушкинского района. Мало того, что мы оцифровали газету, хранящуюся в нашем фонде с 1949 года, но также редакция издания (за что мы ей безмерно благодарны) предоставила для оцифровки свой фонд с 1938 года. Газета оказалась востребованной, только в прошлом году к ней обратились более 600 раз! Процесс выкладки номеров в Электронную библиотеку КСОБ идет полным ходом, а со всем оцифрованным архивом газеты с 1938 по 2002 год уже сейчас можно ознакомиться в Библиотеке Мамина-Сибиряка.

- А что ждет читателей в ближайшем будущем?

- Мы планируем запустить на сайте новый сервис – Виртуальный читальный зал, который не только объединит уже существующие возможности: доступ к электронным библиотекам и виртуальную справку, но также позволит пользователям записаться в библиотеку онлайн через сайт. А буквально на днях Правительство Санкт-Петербурга одобрило план третьего этапа модернизации петербургских библиотек. Это позволит нам обновить компьютерную технику, оформить подписку на новые электронные библиотеки, создаст новые возможности для профессионального и комфортного обслуживания читателей.

- Действительно, современная библиотека обладает сегодня  огромными возможностями! Но все ли читатели об этом знают?

- Поэтому мы сегодня и встретились. Мы рассказываем читателям о ресурсах и возможностях библиотеки, когда к нам они приходят, а также на сайте и в соцсетях. Для своих сотрудников организуем занятия по поиску информации, новым ресурсам и услугам. Стараемся в интересной игровой форме познакомить школьников с библиотекой и ее возможностями, научить их грамотно и быстро работать с информацией. Разработали и с успехом проводим квесты «Фантастические знания и где они обитают», «В поисках Янтарной комнаты». Взрослым  пользователям можем дать индивидуальную или групповую консультацию.

В заключение интервью, желаю всем нашим читателям здоровья. Как и 100 лет тому назад мы ждем вас в библиотеке - сегодня, завтра и во все времена, не смотря ни на какие суперсовременные гаджеты и сложные обстоятельства!

Записала Марина Орлова

Между буквой и цифрой: библиотека в 21 веке
Назад