Дом-музей П.П.Чистякова (Московское шоссе, 23)

  • 03.05.2022 13:21
  • 467 Прочтений

В гости к Павлу Петровичу

Дом-музей Павла Петровича Чистякова (отдел Научно-исследовательского музея при  Российской Академии художеств) находится на Московском шоссе, 23, вдали от обычных туристических маршрутов города Пушкина, неподалеку от бывшей усадьбы великого князя Бориса Владимировича. Это камерное пространство теплое, домашнее и в то же время очень поэтичное. С экспозицией музея корреспондента «Царскосельской газеты» познакомили директор музея Александр Цыганков и хранитель Марина Нехай.

Всеобщий педагог русских художников

Исторический живописей и портретист, профессор Императорской академии художеств Павел Петрович Чистяков (1832-1919) вошел в историю русской художественной школы как учитель крупнейших мастеров отечественной культуры. Знаменитый критик Владимир Стасов назвал его  «всеобщим педагогом  всех русских художников»: в разные годы воспитанниками Чистякова были Валентин Серов, Василий Суриков, Михаил Врубель, Василий Поленов, Илья Репин и многие другие знаменитые живописцы.

            Более сорока лет творческой жизни художника были тесно связаны с Царским Селом. Здесь, в деревянном доме, построенном в 1878 году и являющемся памятником русского деревянного зодчества, украшенном затейливой резьбой, он прожил сорок лет, здесь же и умер. С момента смерти художника прошло более 100 лет, но в его доме по-прежнему стараются сохранить ту неповторимую атмосферу, которая царила тут.

- Многие  считают, что уникальность этого дома  в том, что он подлинный, деревянный. Когда его реставрировали в 1974 году, то старались сохранить как можно больше материала, - говорит Александр Цыганков. - Двухэтажный дом срублен из дерева, украшен нарядным декором. Балконы опираются на фигурные консоли, а ограждения выполнены в технике сквозной резьбы. Постройка напоминает сказочный терем, словно сошедший со страниц русских народных сказок. Дом был создан по проекту архитектора Александра Христофоровича Кольба, ученика архитектора Александра Брюллова. Но в тоже время здесь воплотилось много задумок самого художника и его любимой ученицы и жены – Веры Егоровны Чистяковой, урожденной Мейер - вплоть до двух петушков-флюгеров, установленных на крыше, и внутренних интерьеров,  которые они сами рисовали. Но, для меня главное в любом доме – его душа. Он должен быть наполнен жизнью: прежде всего - запахами. Поэтому когда посетители проходят в музей, на столе стоит букет из засушенных цветов, тут же лежат на блюде настоящие краснобокие яблоки. А когда у нас проходят мероприятия, мы запекаем в печи яблоки с рябиной, и их умопомрачительный аромат разносится по всему дому. При жизни Чистякова этот дом был очень гостеприимным, и наша задача на сегодняшний день – сохранить его таким же, вдохнуть  в него жизнь.

Дом, наполненный жизнью

            Рассказ о жизни художника  начинается в Столовой. Антураж здесь соответствующий – чайный столик, самовар, а в витринах представлены фотографии, акварели, документы Чистякова и его родственников.

Павел Петрович, родившись в семье у крепостного управляющего, сразу при рождении получил вольную. Рисовать он начал с раннего детства. И когда его хотели определить в уездное училище за казенный счет, то он изъявил единственное свое желание - учиться в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. В 1849 году его мечта осуществилась – он поступил в академию. Учился он прекрасно, за время учебы получил несколько медалей за этюды и рисунки с натуры, окончил учебу с большой золотой медалью и получил право поехать за границу как пенсионер академии.  Оказавшись в Италии, молодой человек влюбился в эту южную страну, изобилующую  яркими красками. Его путешествие продлилось семь с половиной лет, на родину он вернулся со множеством эскизов и готовых работ, там же он начал большое полотно  «Смерть Мессалины, жены императора», над которым потом работал несколько десятков лет, но так и не закончил его.

            Чистяков, вернувшись в Санкт-Петербург в 1870-м году, сразу же показал свои работы на выставке, был удостоен звания академика живописи и начал преподавать в Академии художеств. Именно ей он и посвятил всю свою дальнейшую жизнь. Павел Петрович оказался преподавателем от бога. Он как никто  мог разглядеть талант в ученике, а если видел его – готов был отдавать воспитаннику все свое свободное время. В 1876 года Павел Петрович снял на лето дачу в Царском Селе (адрес был простой:  «Царское Село, Фридентальская колония. П.П.Чистякову), и уже в 1877 году у него появился здесь собственный деревянный дом, куда он стал приезжать постоянно.

В столовой можно увидеть портрет хозяйки, Веры Егоровны, написанный в 1883 году учеником и другом художника Василием Евмениевичем Савинским; картины и фотографии других членов семьи Чистяковых, в том числе и дочерей художника Веры и Анны. Есть здесь и сделанные Анной и Верой акварели, запечатлевшие колорит самой дачи, стоявшей словно в райском уголке, среди множества кустов роз и шиповника. А на плане дачного участка от 1913 года можно увидеть расположение хозяйственных построек.

Музыка и живопись

            Интерьер Большой Гостиной дома-музея восстановлен по фотографиям и воспоминаниям современников Чистякова. Именно здесь собирались бесчисленные друзья, и в первую очередь - ученики Павла Петровича. Многие из них были завсегдатаями, среди постоянных гостей был, например, художник Василий Савинский. Приезжали большие друзья дома – семейство Менделеевых. Писательница Ольга Форш ( в девичестве – Комарова), в 1895 году впервые оказалась здесь в качестве ученицы Чистякова, потом бывала неоднократно и подолгу. Именно здесь она написала исторические романы «Михайловский замок» и «Первенцы свободы». 

«Сердцем» гостиной был рояль. Павел Петрович любил оперу, русскую народную песню; его дочери и сын Всеволод обожали петь. Сейчас в Большой гостиной – в полном соответствии с традициями дома – проводятся музыкальные вечера.  

            В Малой гостиной, смежной с Большой, постоянно проходят выставки. Сейчас в Доме-музее П.П.Чистякова представлены работы художника Андрея Синицы (1955-2021) – акварели с видами Павловского парка. Выставку организовала его вдова Елена Синица, тоже художник. Андрей Юрьевич вырос и провел юношеские годы в Павловске, и в последующие годы он сюда постоянно ездил на дачу. Его нежные акварели заставляют взглянуть на такой знакомой Павловский парк по-новому, почувствовать  его лиричность и поэтичность.

В мастерской

            На втором этаже дома – мемориальная мастерская. Здесь нет никаких ограждений, и  можно спокойно подходить к экспонатам вплотную. Возникает ощущение, что ты не в музее, а в гостях у Павла Петровича. Посетители могут увидеть работы Чистякова, палитру, стол художника, расположившийся у огромного окна, через которое льются потоки света. Среди картин – портрет Джованнины , десятилетней римской натурщицы, написанный Чистяковым в Италии  и считающийся одним из его лучших живописных образов того периода. И акварели, выполненные им во время пенсионерства, - красочные и пронизанные солнцем.

В одной из витрин – подлинные вещи мастера. Его полотняная рабочая блуза, в которой он так любил работать (хорошо было бы бросить ее на стул, будто хозяин ненадолго отлучился и сейчас придет, но рубашка настолько ветхая, что сохранить ее можно только под стеклом).

В музейную экспозицию входит также комната учеников Чистякова. Здесь собраны оригиналы академических учебных заданий его воспитанников:  Николая Бруни, Дмитрия Кардовского, Василия Савинского и многих других. Павел Петрович считал, что нужно отталкиваться «от природы», но не ставить перед собой цели скрупулезно воспроизвести увиденное, перерабатывать действительность образно. Под воздействие его идей попадали не только ученики, но и многие другие художники, общавшиеся с ним.

            В комнате, которая юыла кабинетом художника, сейчас находится кабинет директора дома-музея. Он не входит в экспозицию, но, по словам Александра Цыганкова, экскурсанты могут сюда заходить, чтобы почувствовать ауру этого места.

От коммуналки – к музею

Судьба дома-памятника оказалась драматичной, но в то же время ее можно назвать и счастливой.

К началу 1930-х годов дети Павла Петровича ушли из жизни, в доме на Московском шоссе появились коммунальные квартиры, а мастерскую Союз художников сдавал в аренду. Во время Великой Отечественной войны дом получил повреждения, но все-таки не был разрушен. Но прямо на его пороге в начале немецкой оккупации была убита ученица и племянница Павла Петровича Варвара Матвеевна Баруздина.

В 1979 году здание было взято под охрану государства как памятник истории и культуры, произведена реставрация. В апреле 1987 года здесь открылся музей.

            Сейчас посетителей здесь не так много. Однако Марина Нехай считаете, что, если будет открыта для посещения бывшая усадьба Бориса Владимировича (которая сейчас принадлежит Пушкинским лабораториям ВИР им. Н.И.Вавилова) и будет благоустроено пространство вокруг   Колонистского пруда, то это место, несомненно, станет еще одной «точкой притяжения» туристов.

Автор Марина Орлова

Фото автора и из архива Александра Цыганкова

«Царскосельская газета». № 13 от 2022 года. – от 7 апреля. – С.6

 

 

Мемориальная мастерская Павла Петровича Чистякова.

Мемориальная мастерская Павла Петровича Чистяковва.

 

Дом-музея П.П.Чистякова. Московское шоссе, 23..


Назад