Его работы украшают город Пушкин

  • 09.04.2014 10:10
  • 14177 Прочтений

В декабре 2012 года исполнилось 15 лет со дня смерти скульптора  Валентина Григорьевича Козенюка.

В.Г.Козенюк в мастерской

Родился Валентин Григорьевич в 1938 году в городе Уссурийске Приморского края, в казачьей семье. Еще с детства его захватил мир сказочных былинных героев. Духовная составляющая казачьей культуры, ее героическое начало, наложило отпечаток впоследствии на все его творчество. Для получения художественного образования, молодой скульптор приехал в Ленинград, где сразу пошел искать памятник любимому герою детства Александру Невскому. Какого же его было удивление, когда он ни одного не обнаружил. А ведь именно   здесь   легендарный полководец впервые вошёл в историю: в Усть-Ижоре на Неве произошла битва со шведами в 1240-м году. Её с блеском выиграл молодой князь, которому было тогда всего лишь 20 лет. В 1964 году Валентин Григорьевич закончил   Ленинградское высшее художественно- промышленное училище им. В. И. Мухиной (ЛВХПУ) и профессионально начал работать над проектом конного памятника Александру Невскому для Ленинграда.

Погрудный портрет Александра Невского в исполнении мастера.

Мысль о том, чтобы увековечить образ князя Александра Невского никогда не покидала Валентина Григорьевича. Он на всех властных и общественных уровнях объяснял необходимость создания памятника этому национальному герою, проводил популяризаторскую работу среди разных слоев населения. Художник принял участие в конкурсе на конный памятник Александру Невскому для одноименной площади. Конкурс проходил в два этапа с большим перерывом в семь лет – в 1990 и 1997 годах. К сожалению, открытие монумента скульптор не дождался, уйдя из жизни в 1997 году. Его работу завершал творческий коллектив, составленный по завещанию автора.

Памятник Александру Невскому у Софийского собора.

С 1988 года В. Г. Козенюк жил в городе Пушкине. В 1990 году у Софийского собора появился памятник Александру Невскому, где использовался погрудный портрет князя, разработанный скульптором для конного памятника. Этот памятный знак был воздвигнут в честь 750-летней годовщины победы в Невской битве. Бюст установлен в воздушную сень, обозначенную с помощью двух стальных линий, изображающих арку – символ триумфа и круг – символ бесконечности. Архитектурную композицию венчает крест, определяя ее как символическую часовню. По проектам В. Г. Козенюка были поставлены памятники святому князю Александру Невскому и в п. Усть-Ижоре, и в древнем поселении Кобылье Городище (на берегу Чудского озера), и в г. Петрозаводске.

Скульптор с барельефом «Чесменский бой» на заводе «Монументскульптура». 1996 год.

В том, какими мы сейчас видим барельефы на Чесменской колонне, немалая заслуга также Валентина Григорьевича. Во время оккупации фашистами города Пушкина три уникальных барельефа вырвали для переплавки. Частично сохранился лишь один из них – «Митиленский бой». К 300-летнему юбилею Военно-морского флота России, утраченные элементы этого барельефа, под руководством Валентина Григорьевича, были восполнены. А два других - «Хиосское сражение» и «Чесменское сражение» - стали дипломными работами учеников В. Г. Козенюка в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В. И. Мухиной. Под руководством Валентина Григорьевича барельеф «Хиосское сражение» выполнил О. Даровских, «Чесменское сражение» – А. Суворов. Впервые, в 1996 году, на скульптурном отделении знаменитой «мухинки» прошла защита реставрационных заданий. Барельефы отливались в бронзе на заводе «Монументскульптура». Авторский надзор за переводом в материал, чеканку и сборку этих монументальных произведений осуществлял В. Г. Козенюк. Валентин Григорьевич хотел, чтобы в Екатерининском парке недалеко от Чесменской колонны стоял и памятник адмиралу Григорию Андреевичу Спиридову – герою Чесменской битвы. Он создал проект этого памятника, однако воплотить его в жизнь не успел.

Въездной знак до реставрации

Одно из произведений Валентина Григорьевича видит каждый въезжающий в город Пушкин – это въездной знак, расположенный на Петербургском шоссе. Для оформления этого въезда в г. Пушкин прошел конкурс, в котором приняли участие архитектор Н. М. Захарьина (создатель района «БАМ» в Пушкинском районе), И. П. Саутов, академик А. В. Жук. Победил проект скульптора Валентина Григорьевича и архитектора Бориса Григорьевича Гришко. Их въездной знак отвечал несколько задачам: он был романтичным, подобно царскосельским паркам,   исполнен в классицистической традиции, в духе исторической части города, трактован в виде арки, обозначая парадный въезд в Царское Село. Особую прелесть этому архитектурному памятнику придавали использованные в его облицовки три вида камней. Арка и мостик были выполнены из путиловского известняка, колонны – из сааремского доломита, ступени из гранита. От этого архитектурное сооружение получилось более живописным. Валентин Григорьевич планировал разместить на поперечной балке арки бронзовый барельеф, изображающий свечи, перо, что отсылало бы к поэту А. С. Пушкину, но это не было осуществлено из-за недостатка средств. Когда в прошлом, 2011 году, проводился ремонт дороги, то арка выстояла, но в связи с непосредственной близостью к дороге, возникла необходимость в реставрации въездного знака,   В результате, въездные ворота несколько изменились:   арка была повторена в сером граните, частично засыпали канавку, но, в целом, решение, которое задумывал скульптор, сохранилось.

Въездной знак после реставрации

Валентин Григорьевич умер 10 ноября 1997 года, похоронен на Кузьминском кладбище. Он прожил в Пушкине 9 лет. Темы, связанные с этим городом, стали интересами и скульптора. Он украсил город своими проектами, здесь осталась его мастерская со многими неосуществленными проектами.


Назад