Собор Святой Екатерины

  • 02.06.2015 10:47
  • 3811 Прочтений

                                                                Собор Святой Великомученицы Екатерины в Царском Селе.

Возвышавшийся до 1939 года в центре Царского Села величественный пятиглавый храм в стиле Суздальских соборов был заложен в 1835 году по повелению Императора Николая I. Строился он  по проекту и под наблюдением архитектора К.А. Тона (архитектором Тоном создано в разное время немало подлинных шедевров архитектуры в “русско-византийском” стиле: Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата московского Кремля, храм Христа Спасителя, железнодорожные вокзалы Москвы и Санкт-Петербурга. В Царском Селе в 1837 году он спроектировал и построил еще одно здание, сохранившееся и поныне, - дом Е. Васильевой – ул. Малая 17). После освящения собора 24 ноября (или 7 декабря, по современному календарю) 1840 года - в день святой великомученицы Екатерины в присутствии Государя Императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича площадь стала называться Соборной. В 1851-1852 годах были устроены боковые приделы: правый - во имя святого благоверного Князя Александра Невского и левый - во имя святых равноапостольных Константина и Елены. Построенный Екатерининский собор в те годы был не только центральным храмом Царского Села, но и важной высотной доминантой города. Его золоченые купола были видны при подъезде к Царскому Селу по железной дороге (собор строился одновременно с Царскосельской железной дорогой - первой железной дорогой в России. Центральная ось железнодорожного вокзала в Царском Селе направлена на городской Екатерининский собор: композиционный стержень – парадная Широкая улица в Царском Селе вела к храму).

Среди внутреннего убранства собора особой красотой и благолепием выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны знаменитыми художниками. Из них кисти профессора Федора Бруни принадлежали иконы Тайной Вечери (эта уникальная икона находится в запасниках Екатерининского дворца) и святых великомучениц Екатерины и Царицы Александры. Кисти художника Егорова принадлежал запрестольный образ Воскресения Христова и иконы Архангелов Гавриила и Михаила на боковых вратах. Изображения евангелистов в куполе собора, икона Трех Святителей и часть местных образов были выполнены академиком Федором Брюлловым.

В боковых приделах собора находились резные одноярусные золоченые иконостасы, украшенные иконами в сребропозлащенных ризах.

Из других, не менее ценных икон, необходимо отметить Владимирскую икону Божией Матери в сребропозлащенной ризе и украшенную драгоценными камнями - в память священного Коронования Государя Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, и образ Святителей Московских, присланный в 1867 году святым Филаретом, митрополитом Московским.

В алтаре главного придела находились два замечательных живописных образа - “Распятие” работы Ван-Дейка, и “Слава Богородицы” Паоло Веронезе.

В подвале собора помещались ризница, свечная кладовая и склеп для временного помещения усопших. Здесь же было погребено тело управляющего Царскосельским дворцовым правлением, героя Отечественной войны 1812 года генерал-майора от артиллерии Я. В. Захаржевского (1780-1865). Надгробная плита - место погребения генерала - находилась в западном углу собора.

Всего Екатерининский собор мог вместить до двух тысяч прихожан. К собору была приписана небольшая каменная часовня, находившаяся в Гостином дворе. Большой колокол собора имел вес 286 пудов. Пятиглавый крестово-купольный храм окружал большой сквер с площадкой, на которой в установленные дни проводились церковные и городские празднества.

С 1872 по 1878 год к Екатерининскому собору была приписана церковь Рождества Пресвятой Богородицы Николаевской мужской гимназии (Набережная ул.12/66).

В 1917 году в склепе собора был погребён святой Иоанн “Кочуров”, пресвитер Царскосельский - первомученик Русского духовенства, убитый 31 октября 1917 года большевиками - через пять дней после штурма Зимнего дворца.

В 1922 году, помимо большого числа церковных ценностей, изъятых на “Помгол” из собора, в Екатерининский дворец-музей были переданы и несколько наиболее ценных в художественном отношении икон (среди которых был и упомянутый выше образ “Слава Богородицы” Веронезе).

В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а спустя год – в июне 1939 года, за один год до своего 100-летия, – взорван (на месте собора планировалось устроить сквер поэтов, но поставили памятник Ленину, а Широкую улицу переименовали в ул. Ленина. Памятник на останках собора простоял более 40 лет, Широкой улице в 90-х годах было возвращено историческое название).

Воссоздание собора святой Екатерины

Соборная площадь  возрождена и воссозданный на ней собор святой великомученицы Екатерины, стилизованный в духе Суздальских соборов, с пятью золочеными куполами звоном колоколов возвещает о себе и украшает город. На его  площадках, окруженных большим сквером  производятся в установленные дни церковные и городские праздники. Собор святой Екатерины стал доминантой исторического центра Царского Села.

Воссозданный собор святой Екатерины  полностью тождественен своему предшественнику, построенному в 1835-1840 годах архитектором К. А. Тоном в “русско-византийском стиле”. Чтобы добиться этого, были применены самые современные научные методы. Это касается в первую очередь проектирования. При воссоздании собора святой Екатерины  использованы наиболее современные методы проектирования и компьютерного моделирования, связанные с применением вычислительной техники, математических моделей, в частности, моделей акустики, освещения и так далее. Наружные стены собора  отштукатурены и выбелены. Стены по цоколю и три крыльца – западное, северное и южное –  облицованы путиловскими плитами. Главы собора будут установлены на фонари и увенчаны восьмиконечными вызолоченными крестами.  Высота собора  та же, что и в прошлом веке, - 53 метра. Общая площадь строения - 1145 квадратных метров –  соблюдены исторические размеры собора, рассчитанного на 2000 прихожан - 18 на 14 саженей. Также будет соблюден и уровень вертикальной нулевой отметки, в образовавшейся нижней части собора, где сохранился фундамент храма ХIХ века, расположится Музей истории храмов Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей. Фасады главного здания  завершены закомарами и прорезаны небольшими полуциркульными окнами, вход  оформлен перспективным порталом. В техническом отношении собор  оборудован всем тем, чего просто не могло быть в строениях прошлого века: компьютерами, новейшими системами кондиционирования, вентиляции, пожарообнаружения и пожаротушения, видеонаблюдения, к нему  подведены все необходимые инженерные коммуникации.

Безусловно, воссоздание собора святой Екатерины  важнейшее по идейно-смысловому и градостроительному значению событие в развитии города Пушкина. Воссозданный объем собора заполнл “провал” в городской среде, замкнул перспективы улиц Оранжерейной, Леонтьевской, Пушкинской и Московской, усилит значимость царскосельских парков и бульваров. Традиционную структуру дополнит расположенный в нижней части Екатерининского собора церковно-исторический музей. Воссозданный собор стал неотъемлемой частью архитектурного облика, религиозной и культурной жизни Царского Села. После дворцово-паркового музея-заповедника “Царское Село” собор святой Екатерины на Соборной площади стал одним из самых посещаемых и любимых мест царскоселов и гостей города.

Подробнее- на сайте Благотворительного фонда воссоздания собора Святой  Екатерины и на сайте Собора Святой Екатерины


Назад