Году Российского кино посвящается

  • 01.09.2016 15:21
  • 2981 Прочтений

Году Российского кино посвящается
Николай Матвеев
Как я оперировал Суворова
Несколько лет после выхода на пенсию я с удовольствием принимал участие в съёмках массовых сцен ("массовок") на киностудии "Ленфильм". Снялся где-то в 20-25, а может, и в 30 российских и зарубежных фильмах и сериалах. Постепенно интерес к этому виду деятельности у меня исчез, и я отказался от съёмок.
И вот однажды где-то году в 2005-м звонит мне одна из администраторов массовых сцен киностудии и вызывает на съёмку в эпизоде сериала "Фаворит". Я, конечно же, отказываюсь, говоря ей, что уже пару лет назад я отказался от участия в съёмках. Она же продолжала меня уговаривать и просить выручить их: не могут они найти в картотеках "Ленфильма" врача-хирурга, а нужен им для съёмок в историческом сериале именно хирург.
Я ответил ей, что был всю жизнь глазным хирургом, но она сказала мне, что больше в их картотеках вообще никто из медиков не значится и умоляла не отказываться – она не раз уже безнадёжно "перерыла" все картотеки. Девушка так настойчиво просила меня, что пришлось согласиться.
В назначенное время прибыл я на станцию метро "Площадь Александра Невского", где меня уже ждала администратор и мы с нею на «газели» киностудии приехали в "Лендок" (Ленинградскую студию документальных фильмов). Там она передала меня режиссёру этого исторического сериала Алексею Карелину и его помощнику. Они предложили мне сняться в роли парижского хирурга Массо, который оперировал Суворова, получившего ранение в левое плечо и шею при штурме Измаила.
Предложили мне самому выбрать необходимые инструменты из старинных наборов Военно-медицинского музея и оборудовать операционный столик и все необходимые атрибуты интерьера палатки-операционной, поскольку они умеют снимать фильмы, но в области медицины не очень компетентны.
Операционная палатка была установлена в одном из павильонов "Лендока", в ней на козлах разместили мы несколько носилок, на одних носилках лежал раненый Суворов (актёр Вадим Демчог).
На столике у носилок с Суворовым из музейных наборов я отобрал и разложил хирургические инструменты (скальпель, пинцет, ножницы, зажимы, иглодержатель, иглы, медный тазик с водой для приёма вынимаемой пули), спиртовку, бинты и салфетки. Всё это было несколько диковинным для врачей нашего времени – старинное, красивое и раритетное, плотные бинты и салфетки из льна походили на современные.
Одели меня в белую сорочку и панталоны, застёгивающиеся на пуговицу под коленом, белые шёлковые чулки, башмаки на невысоком каблуке и парик. В ходе съёмок Алексей Карелин решил, что парик мне будет мешать в операционной и дал команду парик снять. Сверху одел я длинный фартук, "в котором до этого я оперировал, предположительно, уже много раненых", поэтому сорочку и фартук испачкали "кровью". Закатали мне рукава, на лбу создали испарину.
В это время помощник режиссёра выбрал подходящую свинцовую пулю, которую несколько раз уронил на пол, чтобы она не один раз раз сплющилась.
После этого Карелин спросил у меня:
– Сколько вам потребуется времени, чтобы вынуть пулю у раненого и наложить повязку?
Я ответил:
– Как минимум, минут десять-пятнадцать.
Заглянув в план съёмок, Карелин сообщил:
– У нас на это отведено тридцать пять секунд.
Я был в шоке:
– Как же я успею всё это сделать?
– Не волнуйтесь, – успокоил меня Карелин. – Сегодня мы снимаем не медицинский фильм, а исторический, поэтому нам только надо показать зрителю, что пуля вынута и Суворову наложена повязка. Вы можете заранее частично забинтовать раненого до съёмок, а во время съёмки только вынуть пулю, поместить её в посуду с раствором и остатком бинта забинтовать рану.
Так я и сделал.
Режиссёр спросил у меня:
– Как вы поступаете с одеждой, чтобы добраться до раны на плече, когда не можете снять одежду?
– Разрезаем рукав, чтобы не причинить дополнительную боль раненому, – ответил я.
– Берите ножницы и режьте, – скомандовал Карелин.
– Не дадим портить сорочку, – взбунтовались девочки-костюмеры.
Режиссёр дал мне ножницы и снова повторил:
– Режьте!!!
Под причитания костюмеров я разрезал рукав от манжеты
до надплечья.
Суворову я заранее забинтовал грудь, шею и левое плечо, насколько это было возможно, бинты сделали "окровавлеными", на лице создали бледность и "царапины". Перед нами на входе в палатку установили камеру и съёмка началась.
Было, как всегда, несколько дублей, из которых потом выбирались самые удачные моменты. Вы их можете увидеть в восьмой серии сериала "Фаворит" от 12 минуты 50 секунды до 13 минуты 25 секунды этой серии:
– Я вынимаю пулю из плеча Суворова, опускаю её в тазик, туда капает кровь с пули, и накладываю Суворову повязку на плечо. В это время в палатку входит князь Потёмкин, которого играет актёр Игорь Ботвин – с ним мы уже были знакомы по нескольким предыдущим сериалам и фильмам, в которых мы «пересекались».
– Говорить можешь? – спрашивает Потёмкин Суворова.
– Да, отвечает ему тот слабым голосом.
В это время я заканчиваю забинтовывать Суворова. Потёмкин кивком головы приказывает мне выйти. Я встаю, кланяюсь этому всесильному второму лицу государства и выхожу из палатки.
Уже выходя, я слышу, как князь Потёмкин упрекает Суворова:
– Я тебе на всё руки развязал. Что ж ты от штурма не удержался?
Эта сцена переснималась несколько раз…
А после съёмок мы сделали несколько фотографий на память – князь Потёмкин (актёр Игорь Ботвин), Суворов (актёр Вадим Демчог) и я.
Иногда я с удовольствием пересматриваю эти эпизоды на экране, смотрю на фотографии. Нелегка, конечно, жизнь актёра, да и медика – тоже…


Назад