Исторические захоронения Павловского кладбища

  • 10.08.2017 15:46
  • 2866 Прочтений

  8 августа краеведы клуба «Отечество», действующего на базе библиотеки им.Д.Н.Мамина-Сибиряка, прогулялись по историческим захоронениям Павловского кладбища. Экскурсию провел краевед Александр Наумович Садиков.


  Как известно, село Павловское началось строиться в 1777 году. Первое кладбище располагалось на правом берегу реки Славянки в районе нынешней улицы Елизаветинской, просуществовало там недолго – 20 лет. А с 1794 года стали хоронить на территории нынешнего Павловского кладбища. До сих пор оно действующее, там нашли упокоение многие люди, составившие славу России на разных поприщах в разные периоды. Дорога на кладбище, ведущая от собора Николая Чудотворца проходит по исторической улице. Раньше она так и называлась – Кладбищенская. А затем жители улицы возмутились, что случилось еще в 1900-м году, и улицу переименовали в Артиллерийскую, так как до революции в этом районе города Павловска находился военный городок конной артиллерии.


В последние годы на кладбище у входа появился информационный щит. Он - результат научно-исследовательских работ на кладбище и в архивах сотрудников музея истории г.Павловска - Сергея Выжевского и Александра Садикова. В процессе этой работы ими сделано множество открытий. Прежде всего, о людях, захороненных на кладбище. И в этой экскурсии Александр Наумович кое-чем с экскурсантами поделился.

Прежде всего, краеведы посетили семейное захоронение архитектора Александра Павловича Брюллова (1798-1877). Многие годы Александр Павлович Брюллов жил в Павловске на даче, недалеко от кладбища. У него во владении находилось два больших участка. Второй участок он взял для своего брата – знаменитого художника Карла Брюллова. Карл, хотя и заезжал в гости на дачу к своему старшему брату, но так и не начал строиться. Александр Брюллов возвел множество зданий в Петербурге и пригородах. Именно его таланту принадлежит дом графини Самойловой в поселке Динамо. Хорошо, что в последний год снаружи дом восстановлен. Также Александр Брюллов является автором проекта постройки главного здания Пулковской обсерватории. А на своей даче он выстроил кирпичную башню с зубчатым завершением, где на верхней площадке рассматривал звезды в телескоп. Эта постройка на даче предшествовала Пулковской обсерватории. Не стоит удивляться тому, что именно ему было поручено построить Пулковскую обсерватории.


Краеведы посетили и захоронение Нила Львовича Кирпичёва (1850—1927) — российского и советского военного инженера, первого председателя Воздухоплавательного комитета при Главном инженерном управлении Русской императорской армии, почётного инженера-электрика, инженера-генерала. Он жил в Павловске вместе со своей женой. У Нила Львовича настолько много было заслуг на момент революции 1917 года, что даже советская власть ему оставила дом. Так, Кирпичёв разработал метод расчёта определения эффекта разрыва новых типов артиллерийских снарядов, сформулировал нормы расчётных нагрузок для различных типов мостов. Был экспертом при создании проектов и строительстве мостов через Неву в Санкт-Петербурге (Охтинского, Троицкого, Дворцового), а также моста через реку Сыр-Дарью, гидротехнических сооружений, таких как затон для судов на Амуре, Ладожского водопровода.

В 1880—1890-х годах принимал участие в проверке расчётов и рассмотрении проектов аэростатов и дирижаблей. С увековечиванием его памяти произошла интересная история. В последнее время камень с захоронения валялся на земле. Александр Наумович, памятуя, что тот был инженером-электриком, пришел к руководству «Ленэнерго», рассказал об их знаменитом коллеге. Те ответили, что ничем не могут помочь. Но через несколько месяцев руководство вышло на музей истории г.Павловска. В итоге, за счет их средств укрепили надгробие, мало того – сделали ограду и цветник. 


Покоится на кладбище и знаменитый, русский коллекционер Павел Викторович Деларов (1852-1913), он был настолько известен в Петербурге, что современные специалисты думают, что он похоронен на каком-нибудь петербургском кладбище, а никак на небольшом, неприметном. Деларов был уникальной личностью. Окончив Императорское Училище правоведения, он работал юрисконсультом министерства путей сообщения, дослужившись до чина тайного советника. Кроме того, имея средства и потрясающее чутье на шедевры живописи, он многие годы собирал западноевропейскую и русскую живопись. Деревянный непритязательный домик в Павловске заключал в себе уникальную коллекцию живописи. Впрочем, его дом на Фонтанке в Петербурге также был ею наполнен. Близким другом Павла Викторовича был художник Илья Репин, который часто писал своего друга и членов семьи. Но, так как картин было настолько много, что, к примеру, на даче портретам кисти Репина место нашлось только в туалете. Часто бывал на даче у Павла Деларова и искусствовед Александр Бенуа, который оставил интересные воспоминания о коллекционере. В 1913 году Павел Деларов скончался, и вдова распродала за границей его коллекцию. 


Интересную историю поведал Александр Садиков о захоронении Лидии Николаевны Делекторской, где написано - муза, друг, секретарь Анри Матисса. Как произошло, что Лидия Делекторская, прожившая почти всю жизнь во Франции, оказалась погребенной на Павловском кладбище? Кратко ее история. Родилась она в семье детского врача в Сибири, но рано осталась без родителей. Тетка ее увезла в Китай, Харбин. А в 18 лет Лидия оказалась во Франции. Не зная языка, не имея никакой профессии, ей пришлось во Франции сложно. Выйдя замуж за русского эмигранта, она оставила и его. А в 1932 году познакомилась с уже знаменитым художником Анри Матиссом. Тогда он писал большую картину «Танец», а ему требовалось подавать кисточки с краской. Для этого и пригодилась молодая девушка. После окончания работы над картиной ее уволили. Но вскоре мадам Матисс понадобилась компаньонка, вспомнили о Делекторской – скромной, тихой девушке, и пригласили. С тех пор, в течение 22 лет, Лидия Николаевна была незаменимой помощницей, музой, моделью мастера. Он ее изобразил в более чем 300-х работах. И она настолько ему стала необходима, что когда семья поставила вопрос: она или Лидия - Матисс выбрал Лидию.

 

После смерти художника Лидия Николаевна покинула квартиру, оставила все вещи. Забрала лишь картины, которые были подписаны лично ей. Матисс дважды в год – на рождество и день ангела дарил ей картины. В дальнейшем Лидия Николаевна жила тихо и скромно, что совершено удивительно, ведь продав хотя бы одну картину, она могла бы жить, не бедствуя. Но она не продала ни одной! В 1956 году в Париж приехала делегация советских писателей, среди которых был писатель Константин Паустовский. Лидия Николаевна стала гидом этой группы. После этого они стали часто переписываться с Константином Паустовским. Писатель звал Делекторскую в СССР, но она все не решалась. И все же приехала - раз другой, третий. И каждый раз она привозила картины в подарок ГМИИ им.Пушкина, Эрмитаж. Близко подружившись с Паустовским, она перевела во Франции 13 томов писателя. В преклонные годы Делекторская купила место на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. И сюда она приезжала ухаживать за своей могилкой, привозила и своих знакомых. В феврале 1998 года к Лидии Николаевне приехала двоюродная сестра Валентина Николаевна Сафронова, после этой встречи Делекторская завещала ее похоронить в Павловске.


Естественно, краеведы посетили два семейных захоронения Пуниных. Поклонились легендарному директору Павловского дворца-музея Анне Ивановне Зеленовой, советскому и российскому искусствоведу Анатолию Михайловичу Кучумову, краеведу Борису Вячеславовичу Янушу, подвижнику Павловска, без времени ушедшей Елене Евгеньевне Юрченко. Конечно, прослушали поэтическую историю об Екатерине Угетти, и в какой раз посетовали над разрушающимся мавзолеем, где похоронена певица итальянской оперы. К слову сказать, о том, что надо бы восстановить мавзолей – первая заметка прошла в газете «Вперед» в 1969 году, - а воз и ныне там.
Марина Орлова
Фото автора
https://vk.com/album-52096556_247401908


Назад