Выставка «Вик. Живопись. Странствия»

  • 13.11.2017 09:50
  • 1034 Прочтений

Выставка «Вик. Живопись. Странствия»

В центральной библиотеке имени Д.Н.Мамина-Сибиряка в Царском Селе 

          Тема странствий привлекала многих мастеров мировой культуры. «Одиссея» Гомера открыла для следующих времён и поколений целую сюжетную линию, которая на протяжении веков и тысячелетий обогащалась подлинными шедеврами – произведениями изобразительного, литературного, кинематографического искусства. Здесь нашлось место для настоящих путешествий и странствий в мире воображаемом или в мире сакральном, обращенным всецело к духовной жизни человека. Именно к такому, метафизическому пониманию образа странника и мотива путешествия обращены «Божественная комедия» Данте, «В поисках потерянного времени» Пруста или «Улисс» Джойса. Пожалуй, не случайно подобные литературные ассоциации возникали при знакомстве с выставкой петербургского художника Вика (Вячеслава Забелина), увы, покинувшего нас год назад. Само место проведения выставки, организованной совместно с международным арт-проектом «Палитра созвучий» и центом Шахнаме (Кембридж) – библиотека, носящая имя замечательного русского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка, совершившего немало странствий, невольно обращала к судьбе Вика, к обстоятельствам его рождения и «жизни в искусстве». Место его рождения – далекий монгольский край, соприкоснувшийся с русской Сибирью и в какой-то мере предопределивший мистерию образов, что возникает на полотнах живописца. Восток и Запад, седая старина и современность, изображение и слово – всё это и многое другое соседствует и причудливо переплетается в его творчестве.

         Отметим, что выставка открылась в начале ноября – спустя несколько дней после дня рождения Вика, а город, приютивший его - Царское село, стал для нас одним из подлинных поэтических символов России. Вик – художник и автор многих стихотворений, где его видение и понимание мира видимого и незримого  находит воплощение в слове, наверное, рано или поздно должен был встретить своего зрителя именно на царскосельской земле. Наверное, поэтические ассоциации неизменно возникают в момент каждого нового посещения обители муз, помнящей юного Пушкина-лицеиста – создателя Золотого века русской поэзии, и Анну Ахматову, чье имя навсегда будет связано с другим, Серебряным ее веком. Вот и теперь, каждый посетитель выставки, проходящей в последний месяц осени 2017 года, в какой-то степени был внутренне подготовлен к такому «согласию славных муз» определенному гением Пушкина и соединившему в пространстве библиотечного зала разные эпохи и судьбы, разные искусства – живопись, высокую поэзию и прозу жизни…

Но, конечно, главным персонажем представленных работ остается сам Вик. Художник, увидевший мир собственных образов через «магический кристалл» культуры русской и зарубежной, где иконографические схемы утрачивают каноническую строгость и вбирают в себя мотивы жанровые, пейзажные, натюрмортные. Вместе с автором представленных полотен мы делаем остановку у стен полуразрушенного Колизея, невольно запрокидываем голову перед падающей Пизанской башней… Созерцаем гондолы, плывущие по венецианским каналам, арабского Восток и, наконец, возвращаемся к родным Озеркам, дворам-колодцам и к Чесменской церкви, которая находится возле самого петербургского дома мастера... Именно отсюда началось и здесь завершилось путешествие Вика, чтобы дать начало новым странствиям, новым полетам воображения. Такие странствия очень важны для художника, наделенного поэтическим даром – каждое его полотно в какой-то мере есть выход из привычных координат времени и пространства в иные миры, где есть место и откровению Священного Писания, и забытой притче, и миражам, где зной пустыни пробуждает весьма неожиданные сопоставления и ассоциации. Они могут быть в чем-то близки смелым фантазиям Марка Шагала и занимательным парадоксам Сальвадора Дали. И мы всегда различаем в представленных произведениях неповторимую авторскую манеру, где складываются в яркий запоминающийся калейдоскоп несколько укрупненные лица, памятники архитектуры или приметы жизни далеких экзотических стран. Однако тема странствия у Вика может решаться и в драматическом ключе. Такова картина «Уходящие», композиция которой восходит к известному полотну Михаила Нестерова «Философы» и посвященная образам великих русских мыслителей, чьи имена связаны с русским религиозным возрождением. Эта работа, где и название, и сюжет связаны с темой Исхода и с завершением жизненного пути человека акцентирует сакральное начало творчества художника Вика. И невольно обращает нас к названию одной из книг другого выдающегося русского подвижника мысли и духа Льва Николаевича Гумилева – «Конец и вновь начало». Название, которое могло бы стать эпиграфом к осенней выставке в царскосельской библиотеке.

Руслан Бахтияров

 


Назад