Творческая гостиная "Времена года" "уездной барышни альбом"

  • 28.03.2018 14:49
  • 728 Прочтений

 В творческой гостиной «Времена года» старший научный сотрудник Всероссийского музея А.С.Пушкина Софья Белагула прочитала лекцию «Уездной девушки альбом». Лекция стала итогом выставки под одноименным названием, которая проходила в музее в феврале.

                Когда научные сотрудники решили создать выставку, то думали, что будет легко. Положить несколько альбомов 19-го века, дополнить веером, кружевным платочком… Но оказалось все сложнее. Прежде всего, с трудом отобрали восемь альбомов, так как при богатстве таковых в фонде, хотелось продемонстрировать наиболее характерные. Альбомы,  проникнув в русскую культуру в 18-веке из Германии и Франции, стали наиболее модны как раз в пушкинское время – 1820-ые годы. Поэтому альбомы подвергались научному изучению, над ними работали Ю. Лотман, Н. Михайлова, А.Корнилова. Кроме того,  что часто они украшены рисунками Кипренского, Брюллова, они для нас бесценны как источник культуры той эпохи. В частности благодаря им, знаем, о чем люди тогда мечтали, о чем думали.

                Альбомы украшали виньетками, титульные страницы были наиболее любовно продуманы. Например, в венке из цветов можно увидеть целующихся голубков, анютины глазки, олицетворяющие в 19-м веке – помни меня.  Дубовые листья – символ дружбы. А крест, сердце, якорь – это вера, надежда любовь. Как видим, всюду символы! И этот язык для нас сейчас неизвестен.  Существовала традиция заполнения альбома – первая страница пустая по принципу: «кто любит более меня, тот пишет далее меня».

                В альбомах часто можно было встретить стихи Пушкина, Вяземского. К сожалению, автографов Пушкина в них до сих пор не найдено. Но, кто его знает. А рисунков находилось просто большое количество. На них изображены: всевозможные цветы, собачки. А также ребусы – надо отметить, что за двести лет искусство составления ребусов не изменилось.

                Софья Андреевна показала в презентации несколько страниц из альбомов Иоганны Залесской-Бонивентуры и Елизаветы Дмитриевны Нееловой. И та, и другая барышни нам не известны. Но в альбоме Иоаганны Залесской-Бонивентуры есть автографы Вяземского, Мицкевича.  По ним можно догадаться, что девушка принадлежала высшему слою общества. А про Елизавету Дмитриевну Неелову Софья Белагула сказала, что она происходит из семьи архитектора Неелова. Как известно, династия архитекторов Нееловых работала у нас в Царском Селе более 100 лет. И немного покопавшись в Интерне, на сайте://tsarselo.ru/  обнаружилась следующая информация: из "Описи состоящим в Селе Царском домам и в них жительствующим разным звания чинам» мастеровым и рабочим людям стало известно, что в казенном доме жительство имела семья, состоящая из архитектора Василия Неелова, его жены Марьи Васильевны, сыновей Дмитрия, Ильи, Петра, Ивана и дочерей Пелагеи и Прасковьи. Значит, делаем вывод, что Елизавета Дмитриевна приходилась внучкой архитектора Василия Ивановича Неелова!

                Альбом Елизаветы Дмитриевны Нееловой обладает особенностью. Он содержит в себе вклеенные листы литографий Лангера (лицеиста второго выпуска Царскосельского императорского лицея). Директор лицея Энгельгардт ходатайствовал о помощи талантливому сироте – Лангеру. И его рисунки были изданы в 250 экземплярах в виде литографий. И то, что в альбоме есть эти литографии, говорит о том, что они жили примерно в одно время, и, вполне возможно, были знакомы. Так что лекция сотрудника Всероссийского музея А.С.Пушкина приоткрыла для нас интересную информацию и о семье архитекторов Нееловых.

Марина Орлова

Фото автора и с сайта Всероссийского музея А.С.Пушкина


 


Назад