Павловский вокзал

  • 24.11.2014 10:08
  • 4779 Прочтений

Царскосельская железная дорога предназначалась для пассажирских перевозок. Первые поезда состояли из четырех экипажей. Самыми дорогими и удобными были «берлины» и «дилижансы», так как они были закрытыми, с мягкими сиденьями. Открытые экипажи назывались «шарабанами» и «вагонами», но и у них было отличие: шарабаны были с крышей, а вагоны – нет.



Безусловно, самыми востребованными были вагоны из-за своей дешевизны. Впоследствии, для большей вместимости в вагонах убрали скамейки и вагоны стали относиться к 3-му классу. К 1-му классу относились берлины, а ко 2-му – дилижансы и шарабаны. Во всех экипажах не было привычного для нас освещения и отопления. В первый год, 1837-1838, по сведениям историка М. И. Семевского по железной дороге проехало 707091 пассажиров, а в 1876 году – 1139349 человек. Преобладающее количество билетов было приобретено на проезд в вагонах 3-го класса – 849562. Разница в количестве проехавших 2-м и 3-м классом есть, но не такая существенная: в вагонах 1-го класса проехало 110717 пассажиров, 2-го – 179070. Больше всего было перевезено пассажиров от Санкт-Петербурга до Царского Села – 650458, от Петербурга до Павловска – 434101, от Московского шоссе – 1650. Только в 1876 году Члены Императорской Фамилии воспользовались проездом по дороге 245 раз. (Данные РГИА)

Железные дороги сейчас мы воспринимаем как нечто вполне естественное явление, без которого мы не представляем своей жизни, настолько этот вид транспорта удобен и необходим. Многие из нас пользуются им постоянно, но так было не всегда. Первоначально этот вид транспорта вызывал недоверие не только у простого народа, но и у людей богатых и образованных. По их мнению, погодные условия страны с сильными морозами, вьюгами «не потерпят иноземных хитростей, занесут… железнодорожные колеи, …заморозят и пары». Прошел не один год, прежде чем люди поверили в новый способ передвижения, его преимущества и удобства. Точкой отсчета можно считать 1834 год, когда по приглашению начальника штаба корпуса горных инженеров К. В. Чевкина в Петербург прибыл Антон Франц Герстнер, австрийский подданный, чех по национальности. Он предложил построить железную дорогу в России, которая соединила бы две ее столицы – Москву и Санкт-Петербург. Цена этого проекта составляла 50 миллионов рублей ассигнациями. Но проект был отклонен: сказались и недоверие, и дороговизна проекта, а главное – отсутствие информации об этом новом чуде и его достоинствах. Чтобы победить недоверие, А. Ф. Герстнер обратился к императору Николаю I с просьбой создать акционерное общество и построить опытную железную дорогу от Санкт-Петербурга до Царского Села.
В связи с тем, что железнодорожная линия должна была пройти мимо деревни Тярлево и вступить на территорию Павловского парка, необходимо было еще и согласие владельца Павловска, великого князя Михаила Павловича. Владелец Павловска дал свое согласие, но с рядом выдвинутых оговорок, среди которых следующие: земля, отводимая под строительство дороги, не переходила в собственность акционерного общества, а сдавалась в аренду; крестьянам Тярлево за отошедшие земли под дорогу и полиции Павловска за усиление контроля и наведения порядка акционерное общество должно было выплачивать деньги. Проект вокзала владелец Павловска должен был утвердить сам, так же, как он утверждал и все постройки в городе. 
После всех согласований и утверждений А. Ф. Герстнер получил разрешение на строительство дороги. Это был 1835 год. А. Ф. Герстнер сразу же выпустил брошюру, в которой описывал все превосходства и пользу железных дорог, ее раздавали бесплатно. Строительство было начато. По условиям контракта, открытие ее должно было состояться 1 октября 1836 года. Но когда стала приближаться эта дата, оказалось очевидным, что начать движение в срок будет невозможно: были не закончены земляные работы, отделка вокзала, да и не все материалы были получены, в том числе и подвижной состав. Кроме того, проектная стоимость строительства оказалась гораздо выше.
И Герстнер решает открыть движение 27 сентября 1836 года, но «так как паровозы тогда не были получены, то ездили на лошадях… была езда три воскресенья». И лишь 3 ноября был пущен паровоз. Официальное и торжественное открытие состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. «Это, право, что-то похожее на чародейство!... Нельзя представить себе ничего величественнее этой силы, непреодолимой и вместе с тем послушной, которая несется быстрее ветра» - высказывали свои впечатления первые пассажиры. Полностью движение от Санкт-Петербурга до Павловска было открыто 22 мая 1838

Право проезда по дороге давали металлические билеты, прообраз наших жетонов в метро, их называли «жестянками». Они выдавались за плату пассажирам, а при приезде возвращались кондуктору или в кассу, но сдавали не все, и кондуктора за это штрафовали. Бумажные билеты были введены только с апреля 1860 года.

Ко дню открытия Царскосельской железной дороги была выпущена памятная бронзовая медаль. Она была заказана в Берлине граверам Гельду и Кенингу. Диаметр медали был 6 см, а толщина – 5 мл. На лицевой стороне медали изображены императоры Петр I и Николай I, стоящие по обе стороны России в образе Цибеллы - богини земли и плодородия, а внизу надпись: « Первая железная дорога от Санкт-Петербурга до Павловска, открыта 30-го октября 1837г.» Надпись кругом: «Николай I, достойный преемник Петра Великого, ввел в России железные дороги». На оборотной стороне медали изображен локомотив с надписью: «Основатели первой железной дороги граф Алексей Бобринский, Бенедикт Крамер, И. К. Плитт…Надпись кругом: «Строителям первой железной дороги был Франц Герстнер, родом чех, единоплеменный россиянам». Но медаль не понравилась императору Николаю I и была выпущена в небольшом количестве, один экземпляр которой хранится в Эрмитаже.



Назад