Деревянные дома Пушкина

  • 12.08.2018 13:36
  • 1393 Прочтений

Краеведы в начале августа 2018 года приняли участие в проекте «Открытый город», в рамках которого Галина Груздева провела экскурсию «Деревянная быль Царского Села». Галина Федоровна, помимо того, что является экскурсоводом проекта, она же – председатель Пушкинского отделения ВООПИиК. Поэтому ее экскурсия была интересна, прежде всего, для нас, краеведов, как людей, защищающих историко-культурные памятники.

                Когда-то наш город был весь деревянный. Традиции плотницкого мастерства в наши края принесли еще во времена Петра I крестьяне-переведенцы – московские, владимирско-суздальские, вологодские, костромские плотники. Именно тогда появились первые царскосельские постройки – Успенский и Благовещенский храмы, деревянные хоромы царицы Екатерины I и крестьянские избы. Дома придворнослужителей в дворцовой слободе были деревянными на всем протяжении 18-ого века. По данным И.Ф.Яковкина, составившего первый путеводитель по Царскому Селу, в конце 1820-х годов в городе имелось 223 деревянных и всего 9 каменных домов (при населении 4136 душ мужского пола). Среди этих обывательских домовладений до нашего времени счастливо дошел дом инженера-поручика Франца Каноббио, смотрителя Таицкого водовода (1815, архитектор В.И. Гесте, Леонтьевская улица, 18). Это прекрасный образец деревянного строения в стиле классицизма. В 1956 году его отремонтировали, куда заселились люди. В последние годы, как мы видели, здание стояло бесхозным, все более разрушаясь. Отрадно, что он сейчас украшает Леонтьевскую улицу. Там находится ресторан «Музей для друзей», но почему бы и нет! Ведь здание перебрали по бревнышку, и сохранили для нас и потомков.

                Естественно, больше всего устраивает любого жителя, градозащитника, когда в историческом здании находится музей. Пример – жилой дом Я.В.Китаева, камердинера императора Николая I, где провел счастливые месяцы семейной жизни поэт Александр Пушкин. Построенный архитектором В.М.Горностаевым, он бережно отреставрирован и сохраняется как одна из квартир семьи Пушкина. Но через дорогу от этого дома мы наблюдаем уже другой пример – деревянный дом в два этажа с круглым куполом. Здесь за осыпавшейся штукатуркой видны деревянные доски. Здание выкуплено частным лицом, и пока защитники испытывают за него обоснованное волнение. А между тем, его построил тот же архитектор, что и дом Китаева.  С 1831 года здесь проживала семья первого директора Петербургской публичной библиотеки, президента Академии художеств А.Н. Оленина. А в 1907 году в здании открыли санаторий для выздоравливающих детей. В 1921 году здесь жила Анна Ахматова. Это последний дом в городе Пушкине, который сохранился из тех, где бывала поэт. Именно здесь она узнала о расстреле своего первого мужа Никола Степановича Гумилева.

                А на Московском шоссе есть примеры как сохранившихся, так и уже исчезнувших зданий, а также тех, за которыми краеведы сейчас следят с озабоченностью. К хорошим примерам относится музей-дача художника Павла Петровича Чистякова (Московское шоссе, 23). По нему краеведов провела его директор Наталья Викторовна. В доме в 1980-х годах прошла долгая реставрация перед тем, как в нем появился музей. И ныне он удивляет своей аурой как снаружи, так изнутри. Построенный по проекту архитектора Кольба, дом сохранил вкусы и пристрастия хозяев – Павла Петровича и его жены Веры Егоровны. Например, деревянное узорочье в изобилие украшающее балконы, наличники дверей и окон, исполнены по рисункам Веры Егоровны. Внутри дом удивляет обилием входов-выходов, лестниц, небольших закутков. А на втором этаже, где свет льется из двух огромных окон, располагается большая мастерская художника. Рядом с музеем Чистякова, за синим забором,  расположилось деревянное здание, также выстроенное по проекту Кольба – дом Дерикера-Синевой. В конце 19-го века оно было частично перестроено архитектором Данини. Две башенки были поставлены под углом в 45 градусов, появились орнаменты и кривые линии в стиле модерна. Этот дом замечателен не только своей архитектурой. В нем жил ученый-генетик Николай Вавилов. В 2003 году на доме появилась мемориальная доска, увековечивающая этот факт. Как стало известно Галине Федоровне, в доме будет гостиница на 8 номеров. По охранным обязательствам собственник должен отреставрировать фасады и все, что осталось исторического внутри здания. Лестницу, вестибюль… А вот судьба дома Кемпера (Московское шоссе, 16) довольно плачевна. За забором остался лишь фундамент. А в свое время он был возведен выдающимся архитектором Стасовым как типовой дом фридентальской колонии. Его считали памятником Царскосельской старины еще в 1910-ые годы, однако на государственную охрану поставлен только в 1975 году. Если дачу Дерикера, все-таки, сохранят, то судьба дачи Ф.А.Амброжевича (Московское шоссе, 29) вызывает беспокойство. Несколько лет назад оно горело, залезли мальчишки и подожгли. А здание – образец прекрасного деревянного дома с узорочьем, построен архитектором Б.Д.Рожанским в 1875-1876 годах. Амброжевич был членом Вольного экономического общества, разводил пчел. Здесь, в Царском Селе, находилась первая пасека. И в послевоенные годы она также существенно кормила голодных горожан. В этом доме жил младший брат Самуила Яковлевича Маршака – Илья. И часто Маршак приезжал к нему  в гости.

                Возведенные из дерева здания занимали особое место в творчестве Ипполита Монигетти. Зодчий вдохновенно украшал свои постройки в Царском Селе узорочьем деревянной резьбы, примером чему может служить мавританское кружево балкона его собственного дома (Октябрьский бульвар, 53). В последние годы оно отреставрировано. Мастерская архитектора, находившаяся по адресу, Церковная, 7, опять же восстановлена. Но восстановлена не без огрехов. Так с торца здания встроен гараж, которого там никогда не было. Вместо деревянного дома, оставшегося от богатой усадьбы Паткуль, что на Малой улице, 13, в последние годы появилось кирпичное здание, повторяющее облик деревянного и обшитого деревянным досками. Некоторые градозащитники считают это неприемлемым, но здесь даже пожарные из-за близости к другим домам категорически высказались за возведение здания в кирпиче, а не о дереве.

                Краеведы, познакомившись с судьбой деревянных домов, благодарят Галину Федоровну за ее подвижническую деятельность. И в свою очередь, будут следить за судьбой оставшихся исторических памятников.

Марина Орлова

Фото автора

 

Галина Федоровна Груздева на экскурсии.

 

 

Дом Олениных.

 

 

Возле дома-музея Чистякова.

 

 

Музей Павла Петровича Чистякова.

 

 

Внтру музея Чистякова.

 

 

Дом Дерикера-Синевой. Московское шоссе, 27.


Назад