Джакомо Кваренги

  • 19.09.2018 14:38
  • 546 Прочтений

С нового учебного года продолжились лекции для воспитанников  Дома архитекторов, проводимые сотрудниками краеведческого зала. На этот раз 17 сентября они прослушали тему «Джакомо Кваренги в Царском Селе».

Джакомо Кваренги родился в 1744 году в состоятельной семье в итальянском городе Бергамо. Родители прочили его в адвокаты или священнослужители, но юноша с детства проявил большую склонность к живописи, литературе и музыке. И когда появилась возможность пожить самостоятельно в Риме, он не преминул ею воспользоваться. В Риме он, конечно, не мог остаться равнодушным к достопримечательностям города. Огромное впечатление на юношу произвело знакомство с работами архитектора Андреа Палладио (1508-1580 годы). Они буквально перевернули его мировоззрение, с этих пор он становится истинным и последовательным приверженцем палладианства. Он мечтает проектировать и возводить здания, чтобы в их основе были находки античного наследия. А пока Джакомо с удовольствием берет уроки у западноевропейского светила – художника Антона Рафаэля Менгса. Появляются первые заказы: алтари в соборах, надгробия, частные небольшие виллы.  С каждой новой работой Джакомо Кваренги набирается все большим опытом, постепенно становясь все более известным в Италии и даже за границей. Его уже ищут, к нему обращаются.

                Будучи человеком с внешностью более чем неприятной (некрасивый, с носом картошкой), он тем не менее смог сочетаться браком с красивой венецианской девушкой Марией Фортунатой.  В конце 1770-х годов у молодых родителей появляется первенец – девочка. Ее нарекают красивым итальянским именем Теодолинда. А в это время в далекой России императрица Екатерина II никак не может удалить свою страсть к строительству. Возводятся общественные здания, дворцы в Санкт-Петербурге. Строятся павильоны,  мостики в ее любимой летней резиденции – в Царском Селе. При ее предшественнице Елизавете Петровне в архитектуре царствовал стиль барокко, а Екатерина II уже была сторонницей нового направления в архитектуре – классицизма. И мечтала у себя в Царском Селе иметь дом в «античном вкусе». Для воплощения ее фантазий и приехал шотландец Чарльз Камерон. Но в отличие от теоретика Камерона, Кваренги был уже известен как успешно практикующий архитектор. Кваренги подписал контракт сроком на три года, еще находясь в Италии, а  в январе 1779 года прибыл в Санкт-Петербург. Его прибытие сопровождалось необычным происшествием в дороге. Так как по условиям контракта требовалось приехать в Россию как можно быстрее, то устроив дочку, Кваренги захватил жену на сносях. Она и разрешилась ребенком по дороге в Петербург. На одной из почтовых станций Нарвского тракта восприемниками малышки стали сам Кваренги и кучер.

                А в России на архитектора навалили столько, что он не успевал отдыхать, работая днем и ночью.  Одной из первых построек Кваренги в Екатерининском парке стал Концертный зал. Вроде бы павильон получился небольшим, но он красиво вписан в окружающее пространство, находясь на небольшом острове. С одной стороны здание  акцентировано ротондой, с другой – тосканским портиком. По периметру павильона  выведен лепной фриз из цветочных гирлянд и букраниев (черепа быков).  Внутри центрального зала вмонтирована подлинная черно-белая мозаика итальянской работы I -  II веков. На ней запечатлен известный мифологический сюжет – бык-Юпитер уносит на своей спине Европу, стыдливо укрывающуюся покрывалом.  У павильона через мостик стоит неподалеку кухня-руина, также спроектированная Кваренги. Как утверждал известный искусствовед Игорь Грабарь, кухня-руина производит впечатление подлинной античной руины. Кстати, мостик, связывающий Концертный зал и кухню-руину – первый металлический мостик, наглядно демонстрирующий  высокий уровень передовой российской металлургической промышленности того времени. В конце 19-го века в парках старого и нового дворцов (Екатерининского и Александровского) появилось сразу 10 таких мостиков, созданных на Сестрорецких оружейных заводах.

                В 1783-1785 годах Кваренги построил четыре церкви по дороге следования Екатерины II из Санкт-Петербурга в Царское Село: в Пулкове, Московской Славянке, Павловске и Федоровском посаде. До нашего времени сохранилась из них одна – церковь святой Марии Магдалины в городе Павловске. Отличительной особенностью  всех церквей, возведенных Кваренги, является то, что у них отсутствуют купола и главки. В последние годы в Пушкинском районе построили выставочный комплекс Экспофорум, и там воссоздали облик церкви во имя иконы Смоленской божией Матери, в свое время созданной по проекту Джакомо Кваренги. Церковь создали немного выше того места, где она первоначально стояла. Что случилось  из-за дороги, которая протянулась в город Пушкин. А фундамент старой церкви до сих пор виден возле Петербургского шоссе.

                За почти свою сорокалетнюю жизнь на новой родине Джакомо Кваренги создал множество построек, которые до сих пор украшают наш город, во многих из них находятся важные общественные учреждения. Это и Смольный, и  Академия наук, и Эрмитажный театр, и Ассигнационный банк, и Конногвардейский манеж и другие.

                А каким человеком был Кваренги, создававший шедевры мировой архитектуры, говорят следующие факты. У Джакомы Кваренги в близких друзьях ходил сиятельный вельможа, благотворитель и меценат Николай Петрович Шереметев. Он дал вольную своей крепостной актрисе Параше Жемчуговой, а затем с ней венчался в церкви. Среди гостей, присутствовавших на таинстве заключения брака,  были немногие – дворовая челядь, а еще Джакомо Кваренги. В 1803 году Прасковья скончалась после рождения сына Дмитрия. И снова на похоронах среди дворовых людей Шереметева шел в процессии наш архитектор. В 1809 году умер и граф Шереметев, среди его наследников значился Джакомо Кваренги, которого он облагодетельствовал 10 000 рублями – немалой суммой по тем временам.

Марина Орлова

 

 

 

Архитектор Джакомо Кваренги (1744-1817 годы)

 

 

Концертный зал в Екатерининском парке.

 

 

Церковь во имя икон Смоленской Божией Матери возле Экспофорума.



Назад