Монахова Елена Николаевна
- 01.11.2018 14:05
- 888 Прочтений
В творческой гостиной «Времена года» библиотеки им.Д.Н.Мамина-Сибиряка состоялась встреча с поэтом, литературоведом, художником, действительным членом Всемирного клуба петербуржцев Еленой Монаховой, судьба которой на протяжении многих лет была связана с городом муз – Царским Селом.
Были прочитаны стихотворения из двух сборников, вышедших в разные годы. Поэтические тексты дополнялись комментариями – рассказами о семье и отдельных событиях из жизни автора.
Стихосложение принадлежит к сокровенному творчеству, в результате которого человек открывает свою душу. А встреча к тому же с человеком, каким является Елена Монахова, всегда интересна и что-то меняет в нас.
Родилась она в послевоенном Ленинграде, в семье, пережившей блокаду. Детство и юность прошли в обстановке квартиры, где годами копились книги, а по стенам висели картин. Родители, пережившие страшные испытания войны и потерю близких, были добры друг к другу, их единственная дочь росла в атмосфере любви и заботы. Отец – филолог, поэт и переводчик Николай Монахов, а мать – искусствовед и художница Галина Глаголева, ученица знаменитого Николая Пунина, мужа Анны Ахматовой, в доме которых она бывала – вела курс истории изобразительных искусств в легендарном «Таврическом» художественном училище. Когда любимого преподавателя матери Пунина подвергли аресту, она и ее муж написали письмо в Кремль в его защиту, оставшийся без ответа. Лишь были приостановлены у обоих защиты их диссертаций.
В эти незабвенные годы, проведенные будущим поэтом в городе на Неве, а также в Прибалтике и в крымской Ялте, сформировалось у Монаховой чувство преданности вечным ценностям культуры.
Расставшись с большей частью уникальной библиотеки, собиравшейся годами, родители, получавшие скромные зарплаты преподавателей, приобрели автомобиль, чтобы поездить по своей стране и увидеть ее красоты. А страна тогда, к слову сказать, была больше. По плохим дорогам объездили Центральную Россию, Кавказ, Карпаты, Украину и Белоруссию, Прибалтику. Отец увлекался художественной фотографией и снимал любительские фильмы. Мать рисовала виды городов, пейзажи.
В отрочестве и юности Елена Монахова отдала дань увлечению балетом и фигурным катанием. Но потом все интересы были устремлены на литературу. Окончив библиотечную школу и филфак университета, она поступила на работу во Всесоюзный музей Пушкина – и долгие годы каждый день приезжала в город Пушкин водить экскурсии по уникальной, признанной лучшей в мире, но впоследствии закрытой экспозиции «А.С. Пушкин. Личность, жизнь и творчество», а также по Лицею и музею-даче Китаевой. Стол сотрудника музея Монаховой тогда стоял в отделе, руководимом блистательным экспозиционером и поэтом Татьяной Галушко, на первом этаже Лицея.
Отец, в последние годы сотрудник Пушкинского Дома, ушел из жизни рано. Посмертно были опубликованы его переводы стихотворений немецкого поэта Р.М.Рильке. В 1993-м году покинула этот мир и мать, Галина Алексеевна Глаголева, оставив в семейном архиве написанную ею историю любимого художественного училища.
Несколько ярких лет судьба Елены Монаховой оказалась связанной с художником – скульптором, графиком, живописцем Энгелем Насибулиным. Он был автором памятника «Невский пятачок» под Ленинградом, а в настоящее время является одним из самых известных иллюстраторов пушкинской поэзии.
Дом Монаховых-Глаголевых на протяжении многих лет знали и посещали единомышленники – искусствоведы, музейщики, поэты, путешественники, художники. Они разговаривали о творчестве, о жизни, да мало ли о чем могли беседовать люди, обладавшие богатым внутренним миром… Среди многих имен посетителей можно назвать писателя Семена Ласкина, поэтов Юрия Тейха, Марка Гордона, экскурсоводов Глеба Перепелкина и Ефима Куферштейна.
Велась летопись (15 толстых томов!) под названием «Субботы у Монаховых». Именно по субботам на проспекте Науки – туда переехала семья – собирались единомышленники и друзья. Впоследствии на радио была подготовлена передача об этих встречах журналисткой Евгенией Кисельер. А в прошлом году вышла статья о них искусствоведа Ксении Кузовой-Трулль, присутствовавшей на вечере в Царском Селе.
Удивительное дело, когда умер отец, его дочь стала рисовать, писать картины (и был избран псевдоним – художник «Елена Глаголева»), а когда ушла мать, то откуда-то извне пришли стихи. В настоящее время у Елены Монаховой
вышли два сборника стихотворений. Они находятся у нас в библиотеке: «БОГ. Венок сонетов» (2000) и «Изгнание из сада» (2015). Некоторые выбранные тексты из них и были прочитаны автором на вечере.
Как отмечала критика, стихотворения Монаховой - философского содержания, с двойным дном, они требуют не поверхностного осмысления. Название «Изгнание из сада» на обложке книги написано своеобразно: «с»
на одной высоте, а «ада» несколько ниже. Можно понять, что здесь кроется тайный смысл: слово «сад» распадается на два значения: предлог «с» и «ад». Опуская предлог, можно прочесть название как «Изгнание из ада», что оставляет человечеству надежду на спасение. Отвечают смыслу стихотворений символические рисунки, помещенные в сборник. Часть текстов посвящена памяти дорогих сердцу автора людей.
Бесспорно, глубина стихотворений и живописных, графических работ Елены Монаховой подпитывается душевной наполненностью автора. Уже в зрелые годы, сложившимся специалистом, она стала вольнослушателем Высшей Религиозно-Философской школы, чем необычайно расширила круг своих интересов.
С 1972 по 1999 гг.работала экскурсоводом, экспозиционером, лектором Всероссийского музея А.С.Пушкина, а с 1999 г. по настоящее время - является сотрудником Литературного музея Пушкинского Дома, занимая должность хранителя оригинального рисунка и документа. За эти годы она участвовала в создании многих экспозиций, посвященных А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову, поэтам Серебряного века и написала более 70 статей на различные темы. Прежде всего – на тему значения Православия в отечественной литературе.
Стоит отметить, что одним из наиболее значимых писателей в ее жизни является Михаил Булгаков. Такие произведения как романы «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия», пьесы сформировали сознание поколения 1960-70-х гг. в нашей стране. Через всю жизнь Елены Монаховой проходят люди, которые многое внесли в ее становление, судьбу. Такие встречи порой перерастали в тесную дружбу. К ним можно отнести и знакомство в 1982 г. со второй женой Михаила Булгакова – Любовью Евгеньевной Белозерской-Булгаковой, человеком удивительной судьбы. Это были её последние годы жизни. Общение с ней: встречи в Москве, разговоры по телефону, письма, - глубоко запали в душу. Несмотря на болезнь, Любовь Евгеньевна обладала веселым и оптимистическим нравом. Зная в совершенстве несколько языков, она просила приносить ей книги на немецком, английском и французском. Елена Монахова старалась выполнять такие просьбы, за что получила шутливое прозвище «Кирилл- и -Мефодий». В январе 1987 г. Любовь Евгеньевны не стало, а в 2017-м г. вышла книга Е.Н. Монаховой «Светлому парню Любочке…» Моё знакомство и переписка с Л.Е.Белозерской-Булгаковой».
Другая судьбоносная встреча – Элеонора Сергеевна Лебедева (1937-2016). На протяжении почти сорока лет она была заведующей методическим отделом Всесоюзного (ныне Всероссийского) музея А.С.Пушкина. Как только Елена Монахова после окончания университета пришла в музей, Элеонора Сергеевна подарила ей свою доверенность во всех профессиональных и личных делах… С этих далеких лет они - единомышленники, в общении с друг другом
находящие поддержку и опору. Духовная эта связь длилась десятилетия. Яркий эпизод их общения - стремление противостоять закрытию экспозиции «А. С. Пушкин. Личность, жизнь и творчество», которая была доступна с 1966 г. в 27 залах церковного флигеля Екатерининского дворца. Ее создателем был выдающийся пушкинист, исследователь польской литературы, историк профессор Семен Семенович Ланда. Но в 1999 г. эта блестящая экспозиция была
свернута. Последним напоминанием о концепции Ланды стала выставка в ЦВЗ в 1988-м г., через насколько месяцев после открытия которой он скончался.
Елена Монахова активно участвовала своими статьями в альманахе «Христианская культура. Пушкинская эпоха»,
составителем которого была Элеонора Лебедева. Он издавался с 1993 по 2003 годы, имел 27 выпусков. Его содержание до сих пор актуально и интересно, а некоторые темы на его страницах раскрыты впервые и единожды.
Последним творческим замыслом Лебедевой при содействии Монаховой была идея восстановления усадьбы Руново в Гатчинском районе, где жили родители Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна незадолго до его рождения. Режиссер Геннадий Руденко снял видеофильм «Здесь начинало биться сердца поэта» (консультанты Лебедева и Монахова) - именно в Руново, как можно точно себе представить, был зачат будущий Александр Пушкин. Но это полуразрушенное здание, как мы знаем, сгорело уже в наши дни, после кончины Элеоноры Сергеевны.
Елена Монахова продолжает писать стихи и картины. На вечере она показала фотографии близких ей людей, а также продемонстрировала (на экране) свою живопись и графику. Подытожил встречу режиссер и артист Геннадий Руденко, подарив героине вечера цветы с теплыми словами благодарности за совместное творчество.
Марина Орлова
Фото автора
«Девушка с кувшином» в коридоре музея
«Екатерининский дворец»
Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнущие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Анна Ахматова
Воспетая, божественно стройна,
Оставив двойника на камне,
Застыла у стены она
В изгнанье скорбном и недальнем.
Не льется из кувшина ток,
И грусть стократ сильнее муки…
Твой лик повернут на восток.
Сиротство горькое разлуки
Весь облик твой являет нам –
Средь равнодушных экскурсантов
Нет юных фрейлин, гордых дам,
Ни эполет, ни аксельбантов.
Ни глаз влюбленных, ни тоски,
И лир, повешенных на ветви,
Здесь также нет… Прости! Прости!
Елена Николаевна Монахова.
Геннадий Руденко дарит цветы гостье вечера.
Обложка книги Елены Монаховой.
Назад