Художественная гостиная “Великие творения архитектора Ф. Б. Растрелли”

  • 26.11.2018 12:52
  • 408 Прочтений

Имея прекрасную возможность в любое время любоваться величественным творением гениального архитектора Франческо- Бартоломео Растрелли, весьма полезно вспомнить интересные факты из жизни и творчества великого мастера.
Архитектор Ф. Б..Растрелли вошел в историю как один из самых выдающихся представителей не только русского, но и мирового зодчества XVIII столетия.
Творения зодчего разделяют на несколько периодов, и можно рассмотреть Растрелли Курляндского, Московского, Киевского... Но апофеозом великого гения стало Петербургское творчество. Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
Россия стала для итальянца второй родиной. Деятельность зодчего приходится на 1730-1750-е годы, период роста могущества дворянского государства и укрепления связей России с Европой. Эти обстоятельства во многом повлияли на облик рожденных гением Растрелли императорских дворцов, парковых сооружений, городских особняков и культовых зданий, отличающихся величественностью и роскошью.

В Санкт-Петербурге XVIII века работало множество архитекторов со всех концов Европы — великолепных мастеров своего дела, сформировавших художественный облик города. Однако только некоторым из них было суждено сделать нечто большее: одухотворить образ города и оставить наследие, ставшее его «визитной карточкой». К числу таких архитекторов принадлежит и Растрелли.

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже. Сын известного флорентийского архитектора и скульптора Карла-Бартоломео. О годах детства и отрочества архитектора известно немногое. Скорее всего, Растрелли-старший, мечтая, чтобы сын стал продолжателем его дела, сам обучал Франческо-Бартоломео рисунку, лепке, основам архитектурной композиции, медальерного искусства, гидравлике, что безусловно проявилось во всех произведениях архитектора.
В 1716 году юноша приехал в Санкт-Петербург с отцом, заключившим договор с императором Петром I. Растрелли-старший был приглашен в Россию для литья статуй, разбивки садов, устройства фонтанов и других архитектурно-художественных работ. 16-летний Франческо-Бартоломео отправился в Санкт-Петербург как ученик и ближайший помощник отца.      Строительные площадки Санкт-Петербурга, которые поражали очевидцев своими масштабами и не имели современных им аналогов в Европе, стали архитектурной школой для молодого Растрелли. Уже с 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания.

Одной из первых работ молодого Ф.-Б. Растрелли стало строительство петербургского дворца молдавского господаря Дмитрия Кантемира, проходившее с 1721 по 1727 год. Сохранившиеся чертежи и гравюра указывают на то, что данный проект являлся ученическим и содержал больше черт голландской, или раннепетербургской, архитектуры, чем итальянской или французской. Однако в этой работе уже проявляется талант будущего мастера в компоновке объемов.

Стремительное возвышение зодчего началось после вступления на российский престол Анны Иоанновны. 10 ноября 1730 года Растрелли-младший был назначен придворным архитектором, получив контроль над всеми основными строительными начинаниями императорского двора. Важным этапом в жизни и творчестве архитектора является время его пребывания в старой столице — Москве, куда он переехал вместе с отцом в 1730 году и где оставался до 1732 года. Московские постройки архитектора являлись для него своеобразным экспериментом. Именно в них были предприняты первые шаги к созданию уникального архитектурного стиля Растрелли.

Несмотря на то, что после переворота 1741 года и восшествия на престол Елизаветы Петровны архитектор не остался без работы, его положение на время несколько ухудшилось: Растрелли был лишен диплома на графское достоинство, и количество заказов сократилось.
В 1746 году зодчий начал работать над расширением, а впоследствии и над перестройкой Большого Петергофского дворца. Проектные и строительные работы в Петергофе, возглавляемые Растрелли, растянулись на целое десятилетие и по праву считаются одним из самых значительных достижений архитектора.

Творчески плодотворным стало для Растрелли и следующее десятилетие. В этот период Растрелли создает такие шедевры, как дворец Воронцова, Строгановский дворец, павильон «Эрмитаж», грот в Царском Селе (1755 – 1762 гг.), завершает строительство Аничкова дворца.
Наиболее известные работы Растрелли, которые архитектор задумал как грандиозные, замкнутые в себе городские ансамбли – ансамбль Смольного монастыря, с жилыми корпусами и храмами, и Зимний дворец с его знаменитой Иорданской лестницей.

Строительство Зимнего дворца, который и сейчас является важнейшим сооружением и в панораме Невы, началось в 1754 году. Создавая новый дворец, архитектор прежде всего исходил из того, что здание должно было стать доминантой центра столицы. Вдоль восточного фасада от Иорданской лестницы шла вторая анфилада, заканчивавшаяся дворцовой церковью. За церковью, в юго-восточном ризалите планировались личные апартаменты Елизаветы Петровны...
Литература с тематической выставки разошлась по рукам любознательных читателей, создав своеобразную очередь для прочтения. 

 


Назад