180 лет фотографии

  • 18.02.2019 13:09
  • 439 Прочтений

Первый фотоаппарат попал в руки Хариса Шахмаметьева в конце 50-х гг. прошлого века, когда он еще учился в школе. С тех пор вся жизнь будущего журналиста связана с искусством фотографии, с фотокамерой. Но Харис Зарифович не только виртуозно владеет этим искусством, но и является обладателем немалой коллекции фотоаппаратов. Часть этой ретроколлекции, которая  насчитывает около 50 камер, представлена в ЦРБ им. Мамина-Сибиряка на выставке, посвященной 180-летию фотографии.

На ней представлены, как исторические модели фирмы Kodak созданные в начале прошлого века, так и более современные, с которыми Харису Зарифовичу пришлось поработать не один десяток лет. Коллекция фотоаппаратов складывалась параллельно с профессиональной деятельностью журналиста.

               Больше всего на выставке фотокамер «Смена». Обращает на себя внимание уникальная панорамная камера ФТ-2, созданная конструктором стрелкового оружия Ф.В.Токаревым. Она рассчитана на узкую пленку, со специальными кассетами. Выпустили всего 16 662 штук.  Камера имела резкий пластичный объектив.  На ДСК№3 Харис Шахмаметьев работал простым «Киевом», «Зенитом»  и еще была камера «Ленинград», которая могла выполнить  примерно до 15 снимков в серии.

               Одна из самых интересных камер в коллекции - KODAK IOHIM выпуска 1906 года. Камера рассчитана на 12 пластинок размером 9х12. Передняя панель сделана из красного дерева. Камера в прекрасном состоянии. Сохранилась даже фирменная коробка. Интересна ее история. Она принадлежала Василию Евменовичу Савинскому, одному из лучших учеников Петра Петровича Чистякова, известного преподавателя Академии художеств. « Досталась она мне от дочери Василия Савинского - Татьяны Васильевны , - вспоминает Харис Шахмаметьев.- Она жила на Васильевском острове в коммунальной квартире, ранее принадлежащей ее отцу. У нее был организован кружок рисования. Однажды мой приятель Боря Рапопорт предложил мне позировать в качестве натурщика. Мне пришлось посетить  несколько сеансов. Там я и познакомился с Татьяной Васильевной, а когда она узнала, что я занимаюсь фотографией, предложила купить фотоаппарат её отца. Я приобрел камеру и еще вдобавок французский объектив для широкоформатной камеры».

    По-своему интересен фотоаппарат «Нарцисс»,  который считается первой в мире зеркальной камерой для пленки 16 мм. Выпускалась Красногорским механическим заводом с 1961 по 1965 год. Формат кадра 14х21 мм. Всего было выпущено 10 939 штук. Камера стоила 85 рублей, при том, что «Зенит- 3м»  - 65 рублей.

               С появлением цифровых технологий от пленочных фотоаппаратов стали избавляться. Сейчас в Интернете много споров о том, каким фотоаппаратом – цифровым или пленочным  - лучше снимать, чтобы получить хорошие кадры. Честно говоря, это дело вкуса. С одной стороны, пленка лучше обобщает изображение и дисциплинирует,  а цифра больше детализирует. Конечно,не важно, каким фотоаппаратом  или мобильником, снимаешь, но все же главное, как человек видит и способен ли он принести в изображение нечто свое сокровенное. «Еще в далекой молодости, на занятиях изостудии ДК им. Газа, я посмотрел работы студийцев во время одного из сеансов. Меня удивило, что у всех - рисунки были совершенно разные.. .Оказалось, что каждый человек видит по-своему. И весь наш многообразный мир отображается разными глазами. Как гласит одна старая поговорка «Чего Бог не дал, того в аптеке не купишь». Это относится к тем,  кто снимает все подряд, превращая интернет в визуальную помойку.

Главное, чтобы человеку с фотоаппаратом было, что сказать, а также он должен обладать художественным чутьем, но и образование в этой сфере тоже будет не лишним, считает коллекционер». Харис Шахмаметьев  приглашает всех любителей фотографии познакомиться  с несколькими страницами фотографии, которой 7 января 2019 года исполнилось 180 лет.


Назад