Станция Александровская

  • 04.03.2019 18:14
  • 489 Прочтений

Экскурсовод Дома культуры «Александровский» Надежда Сапунова 27 февраля 2019 года рассказала о железнодорожных станциях Пушкинского района. Оказывается, их на территории в настоящее время насчитывается 9 штук. А самая старая железнодорожная станция, кто бы мог подумать, это здание станции «Александровская». Так как и вокзалы на станциях «Царское Село» и «Павловск» возведены уже послевоенное время, ведь во время Великой отечественной войны они были разрушены.  А железнодорожная станция в Александровке открыли в 1853 году на участке Санкт-Петербург – Гатчина. Через некоторое время после открытия пассажирского сообщения Санкт-Петербург – Псков здесь появился большой каменный вокзал, а рядом с ним – служебные каменные постройки. Первое время станция носила название «Царское Село». Здание вокзала построено в 1860-х годах по типовому проекту, разработанному архитектором Петром Онуфриевичем Сальмановичем (1833-1898 – годы жизни), работавшим в Главном управлении Санкт-Петербург – Варшавской железной дороги. Как сказала на лекции Надежда, подобный типовой проект он не нашла, как ни пыталась, поэтому отчего проект назван типовым, остается загадкой.

                Со станцией Александровская связан важный исторический эпизод из отечественной истории. 25 мая 1867 года во время посещения императором Александром II всемирной выставки в Париже на него совершил покушение террорист Брезовский. В память о чудесном спасении императора во многих городах и селах России стали сооружаться часовни и киоты, посвященных этому событию. Подобную часовню поставили и в Александровке, поскольку отсюда император отправился в Париж 15 мая и сюда же 18 июня он благополучно возвратился. Причем, его прибытие в 5 часов утра ждала большая толпа народа, которая по выходе царя из вагона встала на колени. Часовню соорудили по проекту архитектора Александра Видова, закладка состоялась в сентябре 1868 года, а освящение произошло 25 мая 1869 года в присутствии императора Александра II.  Изящная белокаменная часовня была увенчана шатровым куполом и луковичной маковкой. Она не имела окон, находилась на небольшом возвышении с каменными ступенями и была обнесена легкой железной оградой. Рядом с ней находилась каменная караулка, которая сохранилась и ныне. Самое удивительное, что часовня сохранилась во время Великой отечественной войны, но ее разобрали во время комсомольского субботника в 1949 году. Сейчас фундамент часовни хорошо виден, на нем установлен памятный крест во имя Николая II – именно отсюда его с семьей увезли в ссылку из Александровского дворца в Тобольск в ночь на 1 августа 1917 года.

                Кроме станции в поселке Александровская, Надежда Сапунова рассказала об истории станций в Царском Селе – городе Пушкине, Павловске, Шушарах и других. А начался ее интерес к станциям с Императорской железнодорожной ветки, от которой ныне не так уж много и осталось. В лекции были использованы некоторые редкие архивные фотографии. Интересен был снимок из поисковой системы Гугл с территорией Пушкинского района, на котором до сих пор хорошо просматривается 1-ый и 2-ой путь Императорской железнодорожной ветки, идущей к нынешней линии Санкт-Петербургского – Витебского отделения Октябрьской железной дороги.

P.S. При подготовке статьи использован: Александровский вестник. -  2012. - № 11. Он находится в фонде краеведения ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Марина Орлова

Фото автора

 

На лекции Надежды Сапуновой, которая прошла в рамках клуба "Отечество".

 

 

Надежда Сапунова. 27 февраля 2019.

 

 

Надежда захватила слушателей, поведав множество интересных фактов.

 

 

Спасибо Надежде за эмоциональную подачу материала.



Назад