Разные времена английской усадьбы

  • 27.03.2019 15:17
  • 697 Прочтений

Английский уголок Царского Села, где до сегодняшнего дня располагаются Пушкинские лаборатории ВИР им.Н.И.Вавилова, всегда вызывал и вызывает повышенный интерес. Неудивительно, что на презентации книги «Царскосельский коттедж: от великокняжеской усадьбы до вавиловской опытной станции» авторов, Александра Марголиса и Эрнста Трускинова, пришло множество людей 24 марта 2019 года.

            Первая книга «Царскосельский коттедж. Бывшая дача Бориса Владимировича», увидевшая свет в 2009 году, отличается от нынешней разделами, рассказывающими историю этого уголка в советский период и далее - до сегодняшнего дня. Обе книги, и одна, и вторая, вышли тиражом в тысячу экземпляров в издательстве «Серебряный век». Идея же книги принадлежит доктору биологических наук Ларисе Ивановне Орел, многие годы проработавшей в Пушкинских лабораториях. Об этом рассказал на презентации книги директор издательства Владимир Уржумцев.

            К сожалению, Александр Давидович Марголис  на презентацию не смог приехать по состоянию здоровья. Но краеведы заслушали его видеообращение. По словам Марголиса, он вдохновился бывшей дачей Бориса Владимировича в начале 2000-х годов, когда познакомился с работой Бориса Кирикова «Архитектура петербургского модерна», в которой автор считает дачу первым образцом этого стиля. Тогда Александр Давидович посетил дачу, а дальше все пошло по нарастающей – захотелось «познакомиться» с теми людьми, которые на ней жили.

            Дача была создана в конце 19-го века для среднего сына великого князя Владимира Александровича (сына императора Александра II) Бориса Владимировича. То, что ее подарила для своего крестника королева Англии, можно считать легендой. На самом деле - это подарок отца. Но факт, что над постройками работали английские архитекторы: Шернборн и Скотт. То есть они создали главное здание усадьбы – коттедж. Но в этом факте таится и загадка, так как ни одного из архитекторов идентифицировать не удалось. Поэтому, кто же на самом деле построил коттедж,  до сих пор неизвестно. В эти же годы штатный архитектор двора великого князя Владимира Александровича Александр Иванович фон Гоген возводит на территории усадьбы запасной дом в стиле коттеджа. Тогда же появляются конюшенный корпус, английский сад. От западного фасада коттеджа устраивается аллея, которую засаживают туями, она выходит на берег Колонистского пруда.

            Великий князь Борис Владимирович проживал на даче около двадцати лет. Здесь он завел английскую прислугу, английского шофера. Вел образ жизни богатого повесы. С началом Первой мировой войны зарекомендовал себя перед царем с лучшей стороны, принимая участие в боевых действиях. Был назначен атаманом всех казачьих войск России. С началом революции у него хватило ума уехать на юг России, а потом счастливо спастись, эмигрировав во Францию.

            Следующим обитателям дачи повезло меньше. 9 января 1918 года сюда перебирается семья великого князя Павла Александровича. В то время дворец  (ныне мы его знаем как дворец Палей), который она занимала до тех пор,  невозможно становится обогреть. И Павел Александрович с домочадцами находит приют в усадьбе, предварительно испрося разрешение у великой княгини Марии Павловны-старшей (вдовы великого князя Владимира Александровича). Та милостиво разрешает, при этом добавляет, что и Владимирский дворец (Запасной дворец) к их распоряжению. Но, она, бедная, не предполагала, что там уже владельцами стали новые хозяева жизни.

Недолго длилось счастливое время пребывания семьи великого князя Павла Александровича в бывшей усадьбе. Быстро часы тикали, отсчитывая дни трагической развязки. Вскоре был взят под арест великий князь, которого в январе 1919 вместе с другими великими князьями расстреляют в Петропавловской крепости. А его сын князь Владимир Палей также найдет упокоение в шахте Алапаевска вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной и великими князьями Константиновичами. Но известно, что Владимир Палей на даче музицировал, сочинял стихи, даже создал пьесу «Праздник Золушки», которую сыграли воспитанницы Мариинской женской гимназии. И день спектакля был одним из наиболее счастливых дней в его жизни.

            В ноябре 1918 супругу Павла Александровича Ольгу Валерьяновну Палей с дочерями выселяют из усадьбы, и какое-то время здесь проживает нарком просвещения молодой республики советов Анатолий Васильевич Луначарский с женой Анной Александровной. Но до тех пор пока ученый с мировым именем, генетик, селекционер Николай Иванович Вавилов ни присмотрел бывшую усадьбу под создание опытной станции Всесоюзного института растениеводства. И с 1922 года начался отсчет золотого ее времени – вавиловского. Николай Иванович собирает на станции талантливых ученых: Карпеченко, Левитского и других. Здесь в оранжереях, на опытных полях высеваются образцы злаковых растений, картофеля и тому подобное. Но в 1940-м году бывшего президента ВАСХНИИЛ, великого ученого арестовывают. В 1943 году он умрет от голода в саратовской тюрьме, человек, который мечтал накормить весь мир. Наверное, и накормил бы, если бы ему дали время.

            Мало кто знает, что фашисты во время Великой Отечественной войны, кроме музейных экспонатов во дворцах города Пушкина, определили к первоочередному захвату коллекции семян и корнеплодов опытной станции. А так и было. Понимая ее значение, они высевали на полях то, что осталось после эвакуации, принуждая к работе некоторых оставшихся сотрудников. После войны, в 1947 году, по правительственному постановлению, стала быстро возрождаться опытная станция. Она быстро доросла до большой численности работников. Здесь появилось несколько новых лабораторий. Возвели политермостатную теплицу площадью 880 кв. м. В 1967 году институт обрел имя своего основателя Николая Вавилова. Но перестройка в 1980-1990 годы сказалась на Пушкинских лабораториях ВИР плачевно. Некоторые сильные станции: сухумская, в Средней Азии отошли к бывшим республикам, которые стали уже другими странами. Многие лаборатории закрылись в городе Пушкине. Настоящей утратой стала потеря лаборатории цитологии и анатомии, да и других тоже. Свертывание целых научных направлений  Пушкинских лабораторий совпало с износом материально-технической базы. Пришли в аварийное состояние исторические здания бывшей усадьбы. Зато уголок  бывшей усадьбы полюбили кинематографисты, именно здесь снимались серии кинофильма о Шерлоке Холмсе. И расцвет, и закат Пушкинских лабораторий довелось пережить Эрнсту Валентиновичу Трускинову, доктору биологических наук. В 1977 году молодой ученый  пришел сюда работать из Павловской опытной станции, да и остался. Об этом Эрнст Трускинов поведал на презентации.

            Что же сейчас происходит на бывшей великокняжеской усадьбе? Подобными вопросами забросали слушатели в конце мероприятия автора и издателей. Увы, радостного Эрнст Валентинович не сообщил. Если главное здание усадьбы – коттедж, находится в более-менее удовлетворительном состоянии, то о других зданиях конца 19-го века этого не скажешь. В аварийном состоянии находится запасной дом архитектора Гогена,  со стен которого осыпаются кирпичи, об этом даже есть предупредительные надписи на фасаде. Башня на Конюшенном корпусе также утрачена, само здание уже горело, и оно тоже с каждым днем разрушается. Куда же смотрят владельцы – Всероссийский институт растениеводства им.Н.И.Вавилова? - спрашивали слушатели. Но ныне у академического учреждения денег нет даже на самые насущные нужды.  Поэтому вопрос одного из краеведов – о судьбе чайного домика, когда-то стоящего на территории, вызвал бурную реакцию среди слушателей: «Хотя бы что-то сделали с двумя историческими зданиями, которые уходят от нас сегодня, в этот час, в эту минуту!»

            Хотелось бы добавить, что эти три здания, включая коттедж, находятся под охраной государства, то есть они представляют художественную и историческую ценность. Осталось эту простую истину донести до тех, кто может спасти их для наших потомков.

Марина Орлова

Фото автора

 

 

Директор издательства "Серебряный век" Владимир Уржумцев.

 

 

Эрнст Валентинович Трускиновю

 

 

На презнетации книги "Царскосельский коттедж..."

 



Назад