Дворец княгини О.В.Полей - автор Анастасия Перлухина-Смирнова

Первая фотография « Предыдущее Следующее » Последняя фотография
Дворец княгини О.В.Полей - автор Анастасия Перлухина-Смирнова
г. П У Ш К И Н
Советский пер.,2

Меня всегда интриговало здание, что расположено в Советском переулке,2. Мы с мужем часто прогуливались около него. Закрытое старыми елями и чудом сохранившимся забором прошлой эпохи здание манило внутрь, словно зазывая нас к себе. Хотелось узнать его историю, его тайну…и вот. Информация найдена, книга воспоминаний Ольги Валериановны Палей прочитана…
«Здесь спит История, спят Тайны
Дворца, творца, лица юнца
Здесь время прячется случайно
От неизбежного конца» (с.)
Дворец княгини О.В.Палей.
Первым владельцем этой усадьбы, основанной в 1820-е гг. между дорогой на Москву, правым берегом пятого Нижнего Каскадного пруда Екатерининского парка и территорией Ассигнационной фабрики, был статский советник И.Д. Чертков, при котором выстроили дом и заложили сад.
В 1839 г. дача перешла к вдове генерал-лейтенанта Пашковой, тогда плотина и переулок в обиходе стали именоваться Пашковскими. После смерти вдовы- Екатерины Александровны - дом переходит во владение их сыну Михаилу Васильевичу.
В начале XX века здесь появилась новая владелица — графиня Ольга Валерьяновна Гогенфельзепо первому браку фон Пистолькорс, в девичестве Карнович, (жена Великого князя Павла Александро¬вича — сына Александра II, с которой он состоял в моргана¬тическом браке). Ей в 1915 году Император Николай II пожаловал титул княгини Палей. (За все время царствова¬ния последнего российского Самодержца это был единст¬венный случай возведения в княжеское достоинство).
По ее заказу в 1911-1914 годах ветхий старый дом разобрали и на его месте по утвержденному 4 октября 1911 г. Министерством Императорского двора проекту архитектора К. К. Шмидтапостроили ныне существующее здание дворца в формах раннего французского классицизма.
Об этом впоследствии написал Э.Ф. Голлербах: «Милостиво прощенный „августейшим племянником", вернулся в Россию Павел Александрович с гр. Гогенфельзен, и домовитая эта дама принялась устраивать в Царском богатое свое жилище. В этом „Луисез’е" вырос прехорошенький мальчик, писавший неважные, но задушевные стихи, изящный мальчик, впоследствии погибший».
Участок расширили до Московского переулка, где находились хозяйственные постройки сэкипажным сараем (Московский пер., 7/20).Облику нового дома был присущ музейно-реставрационный характер: его владельцы стремились, в соответствии с современной модой, воспроизвести стиль Малого Трианона в Версале, дворцов Богарне и Компьена. Для творчества К.К. Шмидта, яркого представителя новейших течений того времени — кирпичного стиля, модерна и конструктивизма, — обращение к архитектуре классицизма было необычно и свидетельствовало о широте его творческого диапазона. Построенный зодчим дворец представлял собой хрестоматию стилей от эпохи Людовика XIV до ампира. При этом неоклассические фасады отчасти напоминали парижский особняк великого князя Павла Александровича в Булонь-Сюр-Сеню.
Дворец представлял собой довольно сложное в плане трехэтажное здание. Первый этаж — парадный, второй — жилой, третий — мансардный, для прислуги. Главный вход, расположенный в глубине парадного двора, оформлен пандусом, широкой лестницей и выступающим ризалитом с лоджией, верхняя часть которой являлась балконом второго этажа. Централь¬ный ризалит соединен с основной частью дворца двумя симметричными абсидами. Декоративное убранство фасадов выполнено с использованием характерных деталей раннего французского классицизма: рустовка первого этажа, фигур¬ные филенки, лепнина в виде различных гирлянд и медальо¬нов, а также аттики с балюстрадами.
Строительством, которое велось в 1911-1912 гг., руководило управление делами Павла Александровича. Примечательно, что работы по постройке выполняли французские и бельгийские рабочие, все материалы, включая обшивку стен и фурнитуру дверей и окон, были привезены из-за границы. В оборудовании усадьбы, предназначавшейся для постоянного проживания, использовались все новшества для устройства удобного жилища. Здесь имелись даже автономная электростанция и водопровод. На главном фасаде предполагалось поместить великокняжеский герб Павла Александровича, однако этому воспротивился государь, поскольку домовладение официально принадлежало графине.
1914г.
В 1914 г. — за несколько месяцев до начала Первой мировой войны — состоялось новоселье. Во дворце неоднократно бывал друживший с хозяйкой фаворит царской семьи Г. Е. Распутин. Это стало причиной благосклонного отношения к этому дому Императрицы Алек¬сандры Федоровны.
Война 1914 года перевернула жизнь и России и всего романовского семейства вверх дном. Вскоре после начала Первой Мировой Великий князь Павел Александрович вновь поступил на военную службу - командиром Первого гвардейского корпуса, затем инспектором войск гвардии, а его супруга принялась деятельно хлопотать о размещении в одном из этажей своего дворца большого лазарета для раненых. На фронте был и юный поэт, Владимир. Ольга Валериановна так же устроила во дворце склад для нужд фронта. Там же производилась пошивка белья для воинов.
В 1917 году произошла Революция…
1918г.
В феврале 1918 г. распоряжением наркома просвещения А. В. Луначарского дворец Палей был национализирован. В июле того же года он открыл свои двери для публики, став, как Екатерининский и Александровский дворцы, музеем. Первые экскурсии, которые устраивались два раза в неделю, проводила сама хозяйка, Ольга Валериановна. В период с 1918 по 1927 годы находился музей — храни¬лище произведений искусств царскосельских дворцов.

1920-е.гг.
В 1920-е гг. Дворец княгини Палей был неотъемлемой частью музейного ансамбля детскосельских дворцов. Здесь были выставлены коллекции, собранные хозяевами дворца, здесь была развернута экспозиция, повествующая о жизни великокняжеской семьи, сюда ежегодно приходили тысячи экскурсантов. К сожалению, как музею дворцу была уготована недолгая история. Нет полной ясности и в судьбе тех коллекций, которые находились здесь. Поэтому в истории дворца немало вопросов, на которые еще нет ответов.В отличие от других детскосельских дворцов особняк Палей был не только дворцом-музеем, но, одновременно, и складом Музейного фонда. Из располагавшихся в Детском Селе дач Стенбок-Фермора, Кочубея, Остен-Сакен, Шуваловой, Куриса, Ридгер-Беляева, Мальцева, Серебряковой и др. из казарм гвардейских полков на третий этаж и в служебный флигель дворца Палей на протяжении нескольких лет доставлялись вещи, оружие, книги.
Дворец привлекал пристальное внимание не только экскурсантов, но и многочисленных организаций, стремившихся им завладеть.
1950-е гг.
Во время фашистской оккупации города Пушкина дворец Палей, в котором размещались подразделения вермахта, сильно пострадал. В 1952 году он был пере¬дан Военно-морскому министерству. С тех пор в нем нахо¬дитсяСтроительное училище ВМС, впоследствии ПВВИСУ и ВИТУ. Строительным управлением Ленинградской военно-морской базы и силами курсантов в 1954 году дворец был реконструирован и приобрел черты, характерные для русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков.
Проект реконструкции дворца разработан при активном участии первого начальника училища генерал-майора И. Н. Орлова. Облик здания значительно изменился. Вместо ман¬сардного этажа был надстроен третий этаж высотой 3,5 метра. Центральный ризалит дворца превращен в портик из четырех колонн римско-тосканского ордера, поддерживаю¬щий треугольный фронтон. По продольной оси здания во всех этажах устроены коридоры шириной до трех метров, из которых сделаны входы во все помещения. Ранее планировка здания имела анфиладный характер, т. е. все помещения были проходными. В подвале дворца разместились лаборатории и столо¬вая для курсантов. Первый этаж предназначался для лекци¬онных аудиторий, второй — для классов, третий — для ка¬зарменных помещений..
Великолепная ограда дворца не в блестящем состоянии, но сохранилась. Ворота в ограде, скрывающей главный фасад, некогда имели вензель с короной великого князя Павла Александровича. Ее детали напоминают древки военных знамен. Ограду украшают старинные фонари.
В настоящее время здание отключено от водоснабжения, отопления и электричества, его подвалы затоплены водой, со стен осыпается штукатурка, пришли в негодность паркетные полы. Муниципалы обратились напрямую к главе Минобороны РФ и предложили передать здание на баланс другой организации. В своем обращении депутаты называют несколько подходящих, по их мнению, вариантов: научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера, Первый Пограничный кадетский корпус ФСБ России и Пушкинский районный дом культуры.

Под впечатлением от прогулок и от книги воспоминаний, написала стихотворение:
Простим эпохе
Люблю луну, люблю подлунный мир,
Люблю я дни, увенчанные снами.
Барокко, рококо, модерн, Empire…
Но тот сюжет, придуманный не нами,
Не оставляет мне ни сна, ни дня
И в прошлое зовет, зовет меня…

I.
Как в старом сне светлеют небеса,
Но в солнечной росе, в янтарной дымке
Я вижу, как чернеет полоса
Воспоминаний о России дымной.

За далью лет ослаблена рука
Чернильница пуста, желты конверты,
Но дневниковых записей строка
Являет иллюстрации с мольберта:

Горят костры несбывшихся надежд,
Иные имена звучат в парадной,
Другого цвета флаги и одежда
И комильфо - «товарищи, так надо!»

А на переднем плане - экзекуция,
И мальчик Рево и девчушка Люция.
II. Володе Палей.

Шатался мир на тонком стебельке,
Дом превращался в хрупкую улитку,
А палачи держали налегке
Последнюю земельную накидку.
Рвалась мембраны тоненькая нить,
Но все же экзальтированный мальчик
Писал стихи, не смея обронить
Катрена лишнего, и жизнь стремилась дальше!

«Ах, если б жить! Мои папА, мамА,
Ах, если б видеть, что не так все плохо!
И этот век и эта жизнь сама,
Казались бы прекрасною эпохой!»

Как в диком парке верят в чудеса,
Что вдруг из тьмы появится отрада,
Так мигом почерневшая роса,
Становится надгробною лампадой.

На белом свете несколько миров,
Благословенен будь земной покров!
Пусть молодой поэт спокойно спит
И ничего его не оскорбит.

III. Княгине Ольге Палей.

Простившись с сыном, верить до конца
В его спасенье - чудо и в участье
Большевиков- карателей, (Творца!)
И в повторенье собственного счастья
С любимым Павлом. Умер он тогда,
Зимою девятнадцатого года:
Когда замерзла Невская вода,
Кровавою вокруг была свобода.

Продев судьбу в угольное ушко,
Сумев остаться женщиной и мамой
Хоть время навсегда ее ушло -
Княгиней до конца держаться прямо.

Поднять и понести свой белый крест,
Не придавая горестям значенья.
Лишь воспевать мужчин своих окрест
И видеть в том свое предназначенье.

IV.

На старом фотоснимке, вековом,
Семьи Палей мелькнет изображенье,
Проявленное в месте роковом,
Там живы все, в моем воображенье.

Я возвращаюсь в двадцать первый век.
В котором ни Царя, ни Бога нет,
И вспять идет движенье царских рек,
И вытоптан весь ландышевый след.

Количество просмотров: 823