Приучить ребенка читать - миссия выполнима

Приучить ребенка к чте­нию и заставить его чи­тать - две разные задачи. Мы рекомендуем отказать­ся от второй и сосредото­читься на первой. Можно, конечно, заставлять чи­тать и из-под палки - под­купом, уговорами, разре­шением смотреть телеви­зор за каждые прочитанные 10 страниц... Но как только ваше чадо немного подрас­тет, книги будут отброшены и забыты как способ угне­тения, а ваши сын или дочь прочно усядутся в компью­терном кресле.

Читать детям можно и нужно с младенчества. Маленькие дети любят кни­ги, для них это - развлече­ние, интересные истории, красивые картинки и просто успокаивающий звук мами­ного голоса. Книги для са­мых маленьких обязатель­но должны содержать кра­сочные иллюстрации и ко­роткие понятные истории. Сейчас книги для самых юных читателей - нередко выполняют еще и функцию игрушек. В них могут быть завязки, аппликации и от­верстия, в которые можно просунуть пальчики. В этом нет ничего плохого, увере­ны детские психологи: та­кие книги-игрушки приу­чают ребенка к тому, что любая книга - интересный мир, наполненный приклю­чениями.

Каждому возрасту - свои книги. Конечно, мама и папам хотелось бы поскорее перейти к инте­ресным и содержатель­ным книгам про Буратино, Мумми-троллей или ПеппиДлинныйчулок. Эти исто­рии они помнят и любят с собственного детства. Но маленький ребенок еще не способен осмыслить такие сложные сюжеты. Каждый малыш должен пройти че­рез короткие стишки, по­тешки и адаптированные варианты народных сказок.

Близкие герои. Сю­жеты и герои книг должны быть интересны ребенку. В раннем возрасте любимы­ми героями обычно быва­ют животные или ожившие игрушки. Позже становят­ся интересны книги о свер­стниках. Хорошо, если ге­рой книги побывает в зна­комых ребенку ситуациях: в детском саду, у врача, в зоопарке, в песочнице.

Как приучить ребенка читать самостоятельно, когда он теоретически уже умеет это делать, но не хо­чет? На эту тему можно пи­сать целые научные тру­ды. К каким только хитро­стям не прибегают роди­тели: «Страничку я - стра­ничку ты», «Прочтешь рас­сказ сам - получишь кон­фету»... Один из самых ко­варных и действенных при­емов - остановиться на са­мом интересном месте и уйти под предлогом сроч­ных дел: нужно позвонить на работу, развесить бе­лье, выключить кипящий суп. Но это сработает толь­ко в том случае, если кни­га по-настоящему интерес­на вашему чаду. Поэтому выбирайте те истории, ко­торые кажутся ему захва­тывающими, а не те, кото­рые вы считаете полезны­ми и обязательными к про­чтению.

Собственный пример. Наверное, один из самых важных факторов. О том, что по-настоящему инте­ресно, а не «полезно» или «нужно», ребенок узнаёт на примере взрослых. В се­мьях курильщиков, как бы ни скрывалась родителя­ми тяга к сигаретам, чаще всего вырастают курящие подростки. Запретное удо­вольствие оказывается са­мым привлекательным. Если после работы вы уса­живаетесь за ужин с газе­той или включаете телеви­зор, ребенок быстро пони­мает, что по-настоящему интересны телевизор и журналы, а книги - это ску­ка и обязаловка. Люди, ко­торые по-настоящему лю­бят читать, вспоминают, что часто видели своих ро­дителей с книгой - в кресле вечером, на даче и даже за едой, хоть это и не слиш­ком полезно.

Обсуждайте прочитан­ные книги с ребенком. Пусть он видит ваш инте­рес к прочитанной исто­рии. Навыки пересказа, изложения своими словами развивают мышление, да и в школе очень пригодятся. Совместное чтение вслух по вечерам - хорошая тра­диция, которую стоит со­хранить и после того, как ребенок научился самосто­ятельно читать.

Десять правил. Фран­цузский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения, которые помогут сохранить и поддержать у ребенка ин­терес к книгам:

  • Право не читать. Ни­кто не любит делать то, что заставляют. Хотите, чтобы ваш ребенок на всю жизнь возненавидел чтение - за­ставляйте его читать, угро­жайте, применяйте наказа­ния.
  • Право перескакивать. Вы никогда не пропускаете описаний природы в длин­ных романах? Никогда не хотели узнать, чем закон­чится книга о приключе­ниях? Не заглядывали на сто страниц вперед, чтобы узнать, выживет ли люби­мый герой? Позвольте все это и своему ребенку.
  • Право не дочитывать. То же самое. Не все книги и фильмы стоит смотреть и читать до конца, неко­торые оказываются откро­венно плохими. Оставьте ему право бросить не по­нравившуюся книгу.
  • Право перечитывать. Не нужно говорить ему: «Зачем ты пятый раз чита­ешь одно и то же, лучше бы узнал что-то новое». Лучше порадуйтесь, что ребенку полюбились герои и сюжет книги. Можно посовето­вать ему книгу того же жан­ра, или другую книгу это­го автора. Но не запрещай­те ему перечитывать люби­мые истории.
  • Право читать что по­пало. В жизни школьни­ка много правил и запре­тов. Если вы хотите, что­бы книга была для ребенка удовольствием и развле­чением (а это единствен­ный способ полюбить чи­тать в детстве), позвольте ему читать без всякой си­стемы.
  • Право на боваризм(восторженно-возвы­шенное отношение к про­читанному, нежелание уви­деть грань между фантази­ей и реальностью). Под­ростки часто делят мир на черное и белое, любят па­фос, склонные к максима­лизму - это необходимый этап развития. Не высмеи­вайте его за это.
  • Право читать где по­пало. Если ребенок хвата­ется за книгу в транспорте, за едой или в туалете - зна­чит, он по-настоящему по­любил читать. Конечно, это не всегда полезно для пи­щеварения и глаз, зато вы­дает настоящего страстно­го читателя.
  • Право читать вслух. Это не только увлекатель­но, но и полезно: развива­ет хорошую дикцию и слу­ховую память. А возможно, сын или дочь захотели по­делиться с вами смешным или интересным отрывком из книги. Не обрывайте их.
  • Право «втыкаться».Выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку. Мо­жет быть, увиденный отры­вок так заинтересует ваше чадо, что позже книга бу­дет прочитана от корки до корки.
  • Право молчать о про­читанном. Возможно, ре­бенок не захочет обсуждать с вами прочитанную книгу, и это нормально. Не нуж­но вытягивать из него то, что он считает сокровен­ным или не готов обсуж­дать. Это вовсе не значит, что книга не вызвала у него никаких мыслей.

Лада СТЕПАНОВА