Сладков Николай. Беречь себя

  • 28.04.2020 13:03
  • 662 Прочтений

Писатель-натуралист Николай Сладков (1920-1996) за свою жизнь опубликовал более 60 книг, в основном, они были адресованы детям. Но мало кто знает, что его интерес к природе зародился в то время, когда он жил в Детском Селе с 1929 по 1934 годы. Творчество Сладкова пришлось на вторую половину прошлого века, но в своих книгах он уже тогда писал о том, что надо беречь природу. Человеку необходимо относиться более  ответственно к тому месту, где он живет – к своей планете. Мало этого, человечество в скором времени будет зависеть то того, какая она наша - Земля? Насколько она здорова?

                Откуда взялся интерес к природе у городского мальчика, непонятно. Он родился в Москве. Отец Иван Николаевич  работал токарем-металлистом. Мама Анастасия Федоровна была домашней  хозяйкой, воспитывающей троих детей. В 1929 году семья переезжает в Детское Село. Именно в этом месте мальчик полюбил самостоятельно ходить по паркам и скверам. Каждый раз его прогулки были дальше и продолжительнее. Надо отдать должное родителям мальчика, которые доверяли и позволяли самостоятельно гулять. Вскоре, Николай больше всего полюбил прогулки по наиболее пустынному парку – Баболовскому. Чем дальше, тем больше его прогулки  стали походить на исследования. Он хоронился в кустах и часами ждал, когда прилетит птица, покажется белка. При себе была тетрадь, куда мальчик вносил свои нехитрые наблюдения. «Увидел трех дроздов». «Нашел гнездо трясогузки». А в 12 лет он в дневнике сделал запись о том, что будет записывать свои мысли, хотя и не сможет ими выразить все, что чувствует, но останутся дорогие воспоминания.

                В 1934 году семья переехала в Ленинград,  на Лесной проспект. Здесь рядом находился большой парк лесотехнической академии. Их дом стоял последним на окраине. Вид из окна открывался на смешанный лес, состоящий из чахлых осин, берез и елей, на грязные и мшистые поля. Но подросток и в этом безрадостном для других пейзаже, мог найти массу для себя интересного. Жаворонков, куличков, чибисов. Отец, заметив такой всепоглощающий интерес сына, стал составлять ему компанию в поездках в Ушаки. Там они строили шалаши, удили рыбу, ходили по лесу. А вскоре Иван Николаевич понял, что можно сына отпускать одного, тот не пропадет в лесу. Отец ему подарил фотоаппарат. Впоследствии Сладков стал профессиональным фотографом зверья и птиц. А в 15 лет отец же подарил берданку. Да, в первой половине жизни Николай был заядлым охотником, но оправдывал себя тем, что это необходимо для науки.

                Вскоре Николай подружился со своим сверстником Лешей Будиным, а тот его привел в зоологический кружок, действующий при Академии наук. Там Николай познакомился с писателем Виталием Валентиновичем Бианки. Писатель прочитал записи подростка о природе и сказал, что он будет хорошим писателем. Так и получилось. С тех пор на долгие годы зародилась большая дружба между Бианки и его младшим товарищем. Где бы они ни жили, всегда Бианки и Сладков много и часто переписывались. Бианки давал ему практические замечания, советы. Обращал внимание на необходимость заниматься словом, что имеет огромное значение, если он хочет стать настоящим писателем.

                Николай после окончания школы поступил в Гидрографический институт «Главсевморпути». Но началась Великая отечественная война, и Николай перешел в Военно-топографическое училище, где получил профессию  топографа. Выучившись,  его отправили на Закавказье военным топографом-картографом. В то время картографы хотя и не воевали на фронте, но от них зависел во многом успех воинской операции. От  качества карты напрямую зависело, сколько будет человеческих потерь. Тогда пришлось много троп и гор исходить в составе небольшого воинского подразделения. В дальнейшем же Николай Иванович остался на Закавказье на многие годы и после войны.

                А тогда, в военное лихолетье, враг рвался к бакинской нефти. Двигались немецкие войска, в составе которых были альпинисты-скалолазы.  Здесь пригодились навыки Сладкова -  как быстрее разжечь костер, поставить шалаш, определить следы, пройти по горной тропе, чтобы не сорваться в пропасть. Однажды им надо было нанести один участок на карте, на котором между камнями в углублениях  все кишело двухметровыми змеями! Понятен испуг здоровых мужиков, которые не боялись в бою, а здесь испугались. Но Николай взял пучок змей в одну руку и другую и продемонстрировал, что змеи не кусаются… Это ужи!

                После окончания войны Николай Иванович занимался тем, что и во время войны - создавал карты. Иной раз, некогда было взять карандаш и занести важное наблюдение в тетрадь. Работа требовала полного напряжения всех сил. И куда только его судьба не бросала. Однажды он залетел в Ташкент, а там, у аэропорта, увидел девушку. И сразу понял, что это любовь на всю жизнь. Так и оказалось. Евгения Александровна стала верной супругой на долгие годы, которой часто приходилось его ждать.

                В 1953 году вышла первая книга Сладкова «Серебряный хвост». На нее тепло откликнулся  Виталий Бианки, а Пришвин, уже тяжело болевший, нашел в себе силы написать письмо, в котором выделил его способность открывать то, что другие не замечают. Успех этой небольшой книжечки окрылил Николая Ивановича. И он решает ехать в Ленинград, чтобы заниматься писательством. Демобилизовавшись, в 1958 году он приезжает в Ленинград. Для этого ему пришлось бросить обжитое место, и переехать в никуда вместе с двумя детьми.

                Но это решение оказалось единственно правильным. В Ленинграде он участвует в радиопередаче «Вести из леса», которой занимается Виталий Бианки, выступая в ней на постоянной основе «лескором» - лесным  корреспондентом. Ездит за материалом в путешествия и пишет книги. Сколько километров исхожено, сколько и на каком только транспорте изъезжено! Вся наша большая страна, в то время - это СССР с пятнадцатью республиками в составе.  Закавказье, Средняя Азия, Казахстан. А в последние годы он посетил Африку, а затем фантастическую Индию! Но больше всего на свете он любил среднюю полосу Россию, которую и знал больше всего. Постепенно писатель бросает охотиться и занимается фотоохотой.

                В своем творчестве Сладков проделал большое развитие. Начал он с детских  рассказов-наблюдений о природе, со «сказок-несказок». А закончил большими повествованиями, сопряженные с философскими мыслями о месте человека на Земле, о его необходимости беречь природу. Уже тогда в середине и конце прошлого века Сладков видел, как оскудевают леса и реки. И об этом он не мог не писать, не говорить в  радиопередачах.

                Например, когда он был в Африке, то узнал, что белые львы совсем исчезли с лица земли. Да и обычных львов – этих царей природы, не так осталось много. А сколько двуногое существо – человек – истребил слонов и крокодилов ради удовлетворения своих прихотей. Одних, чтобы добыть бивни, а других – чтобы сделать сумочку, обувь.

                Свое мировоззрение, свое отношение к дикой природе писатель высказывает в своих рассказах, без занудства и наставлений. Осознание связи человека с природой идет через потрясение. Так, в рассказе «Крик» охотник слышит среди ночи ужасный безысходный крик боли и страдания – оказывается,  кричит лис. Он стоял над местом, где утром была убита его подруга - лиса. Там – где охотник связал ей лапы, там – где капли ее крови оросили траву.  Сладков в своих книгах: «Подводная газета», «Земля солнечного огня» -  впервые в то время пишет об экологических системах – подводного мира и пустыни. Описывая обитателей реки и пустыни, он делает их словно близкими знакомыми человека, что заставляет другими глазами посмотреть на то или другое животное. Понять, что не бывает в природе плохих или хороших животных. Они все нужны в экологической цепочке. Потеря  хоть одного животного или насекомого, приведет к необратимым последствиям на Земле. Что, в конце концов,  сделает бедным и нас, людей.  Все в мире взаимосвязано. Влага попала на растение, его съела ящерица,  а ее удавчик, а того – ежик… Так влага накормила всю эту цепочку. А в южной Америке, как пишет Сладков, сельские жители в хижинах заводят больших неядовитых змей в качестве домашних животных. И те платят им верной службой, в хижине нет ни крыс, ни ядовитых змей. Лейтмотивом  его произведений становится мысль, что беречь природу -  это значит беречь себя  – человечество!

                С 1960-х годов Сладков живет с семьей в так называемом писательском доме (набережная канала Грибоедова, 9). Здесь у него в гостях перебывало множество народа: писатель Михаил Дудин, писатель Федор Абрамов, детский писатель Валерий Воскобойников, орнитолог профессор Алексей Мальчевский, московский физик и любитель бабочек Владимир Мурзин.  Всегда Сладковы хлебосольно встречали гостей. У них, по воспоминаниям писателя-натуралиста Александра Лухтанова,  никогда не жили собаки и кошки. Лишь в террариуме – маленькие ящерицы и жуки. На летние месяцы семья выезжала в деревню Ерзовка Новгородской области. Последние годы здоровье писателя пошатнулось. Но он продолжал еще ездить на дачу, а самое главное, работать над своим письменным столом, обрабатывая бесчисленные записи. Похоронен он на Волковском кладбище.

                При написании этой статьи мне помогла книга Наталии Неуйминой «Николай Сладков». Книга написана критиком, публицистом, главным редактором издательства «Детгиз», хорошо знавшей Николая Ивановича. Другой особенностью книги является то, что она написана прекрасным русским литературным языком.

Марина Орлова

Фото из книги Наталии Неуйминой

 

Книга Наталии Неуйминой "Николай Сладков".

 

 

Иван Николаевич Сладков, отец писателя.

 

 

Николай Сладков в Зоологическом кружке. 1937 год. Ленинград

 

 

Николай Сладков с женой. 1985 год. Деревня Ерзовка Новгородской области.


Назад