Одоевцева Ирина

  • 24.05.2021 14:59
  • 295 Прочтений

18 февраля 2021 года, впервые за несколько месяцев, прошло очное массовое мероприятие – заседание «Царскосельского литературного клуба» (ведущий клуба, наш давний партнер – Сергей Щавинский). Филолог Галина Федоровна Колосова рассказала о писательнице, мемуаристки, поэте Ирине Одоевцевой (1895-1990).

Ирина Одоевцева, эмигрантка первой волны, прожила во Франции более 65 лет, и 11 апреля 1987 года вернулась в Россию. Вернулась триумфально. Ей подарили в Ленинграде квартиру, напечатали большими тиражами ее книги «На берегах Сены», «На берегах Невы». Если за границей они вышли тиражом в несколько тысяч экземпляров, то на родине тираж одной книги составил 250 тыс. экземпляров, а другой – 500 тыс. Таким счастливым получилось завершение ее многотрудной, интересной жизни.

В юности ее учителем в поэзии стал Николай Гумилев. Она посещала курсы в Институте живого слова, где теорию стихосложения преподавал Николай Гумилев. Он считал, что можно научиться писать замечательные стихи, будь у человека даже небольшой талант. А у юной особы, с огромным бантом в волосах, он, безусловно, был. И Николай Гумилев требовал от ученицы, чтобы она каждый день писала хоть одно стихотворение. Он говорил, день без стихотворения, - упущенный день. Вроде его и не было.

30 апреля 1920 года в квартире у Гумилева Ирина познакомилась с Георгием Ивановым, а до этого Андрей Белый сказал, что ей непременно нужно познакомиться с ним, так как для поэтов он является своего рода общественным мнением. Во время знакомства она прочитала свою «Балладу о толченом стекле». И получила из уст Иванова лестный отзыв. Их роман развивался стремительно. Уже в 1921 году они поженились и прожили вместе 37 лет. Август же 1921 года принес несчастья — умер Александр Блок, был расстрелян Николай Гумилев.

Молодые покидают Россию и обосновываются во Франции. Но там была совсем другая жизнь. В России казалось, что все любят стихи, на литературные вечера поэтов приходит множество людей, их произведения обсуждают активно в печати. О «Балладе о толченом стекле» Лариса Рейснер написала в газету фельетон. Даже вождь революции Лев Троцкий в своих речах не обошел стороной это произведение. А Франция словно уснула. Если и бурлит, то только русская эмиграция, которая варится в своем котле. В фаворе здесь художники, они задают тон общественной жизни, а поэзии вроде как не существует.

Первое время Одоевцевой и Иванову живется неплохо, отец Ирины, богатый латышский предприниматель постоянно высылает деньги молодой семье. А после его смерти в 1933 году Ирина на наследство покупает виллу в Биаррице. Но с  творчеством все не так замечательно, как у ее мужа, так и у нее. Хотя она издает несколько романов, которые по достоинству оценивает Иван Бунин. Во время Второй мировой войны виллу в Биаррице фашисты отняли, а потом она и вовсе сгорела при бомбардировке. Семья лишилась всего. И была вынуждена проживать на закате своих дней в доме для престарелых в Йере. Здесь,  в августе 1958 года, скончался Георгий Иванов, перед смертью еще раз признавшейся, что она составляла все счастье в его жизни.

После смерти мужа она проживет в эмиграции еще почти 30 лет. И отдушиной для нее станут написанные книги воспоминаний: «На берегах Невы» — о жизни в 1920-х годах в России, о поэтах Петербурга и «На берегах Сены» — об эмиграции во Франции. Беззлобная, жизнерадостная, бесконечно влюбленная в жизнь в своих воспоминаниях Ирина оставила множество литературных портретов писателей и поэтов. Охарактеризовала их так, как могла только она — с любовью и сочувствием.

Как сказала Галина Федоровна, ее смерть в 1990-м году подвела черту под Серебряным веком. Ирина Одоевцева начала свою поэтическую деятельность в тот период, и с ее смертью ушел из жизни последний его представитель. Похоронена Ирина Одоевцева на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. И мы всегда можем приехать на ее могилу и поклониться.

А в библиотеках Пушкинского района можно взять ее прозаические произведения. Но, к сожалению, книг ее изданных стихов мы не найдем. У Галины Федоровны в домашней библиотеке есть, наверное, наиболее полное собрание сочинений Ирины Одоевцевой — результат многолетнего исследовательского труда. Прекрасно, что есть люди, которые умеют искать, находить и делиться на встречах в библиотеке этим духовным богатством.

 

Марина Орлова

Сергей Щавинский и Галина Колосова.

Портрет юной Одоевцевой.

Георгий Иванов во Франции.




Назад