Историко-литературный музей г.Пушкина. Выставка «Остановись, мгновенье! Развитие фотографии в Царском Селе»

  • 29.11.2022 17:54
  • 256 Прочтений

В Историко-литературном музее г.Пушкина сейчас можно погрузиться в атмосферу Царского Села - города конца XIX - начала XX века. 18 ноября торжественно открылась выставка «Остановись, мгновенье! Развитие фотографии в Царском Селе».

            В выставочном зале второго этажа словно возвращаешься в город более чем столетней давности. Здесь стоит рекламная тумба, на которой развешены фотографии, где запечатлены семьи Голлербахов, Васенко, Левицких. Со стен на нас смотрят множество милых девчачьих лиц – выпускниц Мариинской женской гимназии. На планшетах вдоль стен размещены фотографии с видами города. Для убедительности происходящего открытие выставки началось с театральной сценки, демонстрирующей, как люди приходили в фотоателье для съемки. Ее разыграли воспитанники клуба «София» Елены Толокониной,

            Искусство фотографии, появившись в 1826 году за границей,  стала быстро развиваться. В России искусство фотографирования, называемая «светописью»,  также очень быстро завоевала популярность. Уже первые салоны светописи открылись в Санкт-Петербурге в 1841 году. Но открыть их можно было только по разрешению градоначальника Санкт-Петербурга, а в других городах империи – местного губернатора. Историко-литературный музей обладает обширной коллекцией фотографических изображений конца XIX - начала XX века. Это и фотографии улиц, домов, событий, людей. Последние представляют все слои тогдашней предреволюционной России – купцы, дворяне, военные, преподаватели, даже представители рабочих специальностей. ( На одной из старинных фотографий выставки изображен Савелий Елисеевич Гультяев, царскосельский дворник). В 1866 году появился указ, разрешающий открыть фотоателье в Царском Селе. Одним из самых популярных стало фотоателье фирмы «К.Е.фон Ган и Ко» (улица Широкая, дом Бернаскони). Расположенное вблизи железнодорожной станции, оно обладало большой клиентурой. Ведь на льготных проездных железнодорожных билетах для учащихся гимназий, реальных училищ и других высших учебных заведений должны быть фотографии.  Мастерская, открывшаяся в 1887 году, содержала жена помощника старшего инженера-механика Казимира-Людвига Евгеньевна Якобсон, урожденная Ган. Совладельцем ателье был замечательный мастер фотографии Александр Карлович Ягельский. Часто ателье меняли своих хозяев. Так, с 1878 года у ателье Вильгельма Лапре на Московской улице, дом 21 появился новый владелец – Люциан Станиславович Городецкий, один из первых российских кинооператоров, придворный фотограф Николая II в первые годы его царствования. Именно в этом ателье была выполнена фотография Николая Гумилева и Анны Ахматовой с сыном Львом. На плане Царского Села, который нарисовала Анна Ахматова (он представлен на выставке), есть этот дом с ее подписью: «фото город».

            Выставка делится на несколько разделов. Один из них – виды Царского Села, изображенные на почтовых открытках, выпущенные Общиной Святой Евгении. Эти открытые письма частично сохранились в Историко-литературном музее, другая же часть происходит из  коллекции Игоря Павловича Пахорукова, коллекционера и друга музея. Как сказал на открытии выставки его сын Константин Игоревич, интерес к почтовым открыткам с видами Царского Села проявился у отца рано. С детства вторым домом для него стали Екатерининский дворец и парк, где с конца 50-х годов XX  века заместителем директора работал его отец Павел Иванович Пахоруков. После страшных разрушений нанесенных дворцу, его парку, городу, они восстанавливались с трудом. Но у Игоря Павловича появилось непреодолимое желание увидеть первоначальный облик творений великих зодчих прошлого. Он на протяжении всей своей жизни внимательно изучал историю Царского Села по архивным документам, знал историю многих городских улиц, домов и памятников. Будучи сам увлеченным фотографом, коллекционер сумел оценить творчество первых «фотографщиков», как тогда называли фотографов. Почтовые открытки из коллекции И.П.Пахорукова позволяют почувствовать атмосферу дореволюционной России. Выступившая на открытии выставки директор Историко-литературного музея Елена Лермонтова сказала: «Дружба и сотрудничество с коллекционером всегда будут важными страницами в истории музея». Она выразила благодарность Елене Дмитриевне Пахоруковой за помощь и поддержку в создании этой выставки. Также она поблагодарила Марию Родигину, хранителя архива архитектора Высочайшего двора Сильвио Данини, ставшей также партнером выставки. В год Данини те, кто не знали, что он являлся прекрасным фотографом, узнали этот факт из выставки. В витрине представлены фотографии самого архитектора, на которых запечатлены занятия с детьми, домашние беседы, встречи с родными и друзьями на даче. Насколько же многогранно Сильвио Амвросиевич был одарен! Кроме того, что он был выдающимся архитектором, он был замечательным художником, рисовальщиком, талантливый инженером и фотографом.

            Другой раздел выставки по праву принадлежит военным, так как согласно путеводителю С.И.Вильчковского из тридцати с небольшим тысяч жителей в Царском Селе за 1910 год проживало войск 6790 человек, а отставных военных с их семействами – 1655 человек. Поэтому и фотографий, на которых изображены парады, караулы и отдельные представители лейб-гвардии – кирасиры, гусары, стрелки, можно увидеть на выставке множество. Во всех царскосельских фотоателье военных принимали с особым почетом. Фотографы Люциан Городецкий и Вильгельм Лапре снимали военные парады и смотры всех частей, проходивших в царскосельской резиденции.

            По окончании торжественной части сотрудник музея Татьяна Горшкова провела для всех желающих экскурсию по выставке. Она продлится до 12 марта 2023 года.

Марина Орлова

Фото автора

18 ноября на открытии выставки в Историко-литературном музее г.Пушкина. Выставку представляет Татьяна Горшкова.

Сценка "Съемка в фотоателье"

 

Фотография царскосельского дворника Савелия Алексеевича Гультяева.



Назад