«ЛЕТОПИСЕЦ МИНУВШЕГО»: ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

  • 22.12.2022 09:59
  • 201 Прочтений

14 и 21 декабря в Комплексных Центрах Социального Обслуживания Населения г. Павловска состоялись лекции-презентации «Летописец минувшего», подготовленные к 150-летию Маргариты Владимировны Ямщиковой, писавшей под псевдонимом Ал. Алтаев. Сейчас ее имя немного забыто, но в свое время издания этого (или этой) писателя были весьма популярны.

Ал. Алтаев - известный в советскую эпоху автор исторических романов и биографических повестей о композиторах, музыкантах, художниках. В первые годы после революции 1917 года книги Ал. Алтаева соперничали по популярности с книгами М. Горького, да и в последующие десятилетия издавались большими тиражами, продолжая расходиться мгновенно (одна только книга "Под знаменем башмака" выдержала более 10 изданий).

Родилась Маргарита Владимировна 4 декабря 1872 года в Киеве в дворянской семье. Девичья фамилия ее матери — Толстая, среди её предков — Николай Толстой, участник так называемой Семёновской истории и декабрист. Род отца, Владимира Дмитриевича, восходил к Фёдору Степановичу Рокотову, известному русскому художнику-портретисту XVIII века, сыну крепостного, ставшего академиком живописи. Крёстным отцом Маргариты стал друг семьи, известнейший художник Александр Алексеевич Агин, первый иллюстратор «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя.

В 1888 году Маргарита решилась показать одно из своих стихотворений и сказку известному поэту Якову Полонскому. Тот одобрил литературные опыты девушки и поддержал её стремление писать. В конце декабря 1889 года на страницах журнала «Всемирная иллюстрация» появилась святочная сказка «Встреча Нового года», подписанная «Ал. Алтаев». Это была дебютная публикация семнадцатилетней Маргариты. Она принесла ей признание как автора понятного и интересного для детей и юношества.

Своим псевдонимом начинающая писательница сделала имя героя «Рассказа вдовы» Якова Полонского. Его персонаж Александр Филиппович Алтаев, беспутный, но талантливый и сердечный человек, очень понравился Маргарите: она сочла этот образ соответствующим характеру собственного творчества. Кроме того, она понимала, что женщине будет очень трудно пробить себе дорогу в литературном мире. В то время печататься женщине под своим именем было весьма проблематично, вот для чего и понадобился «мужской» псевдоним.

Начав с незатейливых сюжетов для детей, Ямщикова быстро нашла свою главную тему — популяризацию ярких исторических событий и личностей. Материал для своих произведений Ямщикова находила в западноевропейской и русской истории. Благодаря ее книгам в круг детского чтения вошли самые разные исторические личности - Гарибальди и Марат, Филипп II и Мария Стюарт, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Джордано Бруно и Галилей и другие. В увлекательной и доступной форме юные читатели узнавали о жизни восточных славян времен Киевской Руси, татаро-монгольском нашествии, битве за Рязань, опричнине Ивана Грозного, религиозном расколе XVII века и крестьянской вольнице Стеньки Разина.

Для своих произведений Ямщикова, по её собственным словам, выбирала «моменты исторических бурь», а в биографическом повествовании уделяла много внимания «не внешним броским событиям, а переживаниям, быту, психологическому развитию личности выдающегося человека». Она старалась раскрывать их таким образом, чтобы «герой, пусть даже пришедший к нам из древней древности, показался человеком близким и понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства — отваги, ярости, презрения, любви».

Творчество М.В. Ямщиковой оказалось созвучно новому времени. В марте 1918 года Ямщикова выступила инициатором создания первого в стране творческого объединения советских детских писателей. Корней Чуковский назвал её «родоначальницей новой детской литературы».

Сама писательница своë место в литературе определяла так: «Что такое Ал. Алтаев в литературе? Всегда рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал. Алтаев — популяризатор истории, помощник педагогам…». Ее лучшие книги – сборник «Светочи правды», состоявший из биографических повестей о Микеланджело, Бетховене, Гутенберге и Шиллере; трилогия о великих художниках Возрождения -Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэле; исторические романы «Под знаменем Башмака», «Пасынки академии».

За 70 лет из-под пера М.В. Ямщиковой – Ал. Алтаева вышло более ста пятидесяти книг различных жанров. Многие произведения регулярно переиздавались на протяжении десятилетий, оказав большое влияние на подрастающие поколения. Повести и романы Ямщиковой показывали примеры героической борьбы за справедливость и бескорыстного служения искусству. В годы, когда звучали призывы «сбросить Пушкина с парохода современности», эти книги ненавязчиво напоминали о непреходящих ценностях, пробуждали интерес к истории. Лучшие произведения М.В. Ямщиковой – Ал. Алтаева издаются до сих пор, их включают в списки рекомендуемой школьникам литературы.


 

«ЛЕТОПИСЕЦ МИНУВШЕГО»: ЛЕКЦИЯ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Назад