Михаил Зверев"Детские воспоминания"

  • 22.04.2015 11:38
  • 4682 Прочтений

Мне, Звереву Михаилу Валентиновичу, в 1941 году было 15 лет. Я жил  в поселке Тосно. Мама моя, Елена Ивановна, работала кассиром в Тосненской РСК. Отец, Валентин Иванович, - в отделе кадров на лесопильном заводе. В первый день войны отца назначили начальником мобилизационного пункта.

В связи с приближением немецких войск к Тосно Елене Ивановне поручено было вывезти дела Тосненской районной сберкассы вглубь страны. Военкомат выделил ей две подводы и одного сопровождающего. Погрузив дела сберкассы, мать с моей сестрой убыли из Тосно 26 августа, а 29 августа Тосно было захвачено немецко-фашистскими захватчиками.

Мы с отцом уйти не успели и остались на оккупированной фашистами территории. Вскоре немцы собрали все мужское население от 14 лет на стадионе. Необходимо было пройти регистрацию.

В октябре 1941 года партизаны подожгли лесопильный завод. 13 человек, взятых заложниками, были расстреляны.

Во второй половине ноября отец принес газету «Ленинградская правда» с докладом И. В. Сталина. Я при свете керосиновой лампы читал ее до позднего вечера. На другой день газету надо было отдать.

В январе 1942 года немцами был арестован отец. До сих пор о нем ничего неизвестно.

В начале октября 1943 года ребята в возрасте 15-18 лет были вывезены из Тосно на автомобилях в Кирсино. Собирали там бочки из-под бензина, ящики с гильзами, консервные банки и разный железный хлам. Все это грузили в железнодорожные вагоны. На автомобили грузили разобранные бараки.

В конце 1943 года я и  ребята были вывезены на автомобилях в Эстонию. Последнее место размещения нашего лагеря – железнодорожная станция Иыхви. Лагерь находился рядом с лесом, недалеко от железной дороги Нарва – Таллин. К дороге подходила узкоколейка. Нас заставляли перегружать с больших вагонов на узкоколейку кипы прессованной соломы, сена, мешки с овсом и хлебом, колючую проволоку, гвозди и другие грузы. Последний раз нам пришлось разгружать вагон  с артиллерийскими снарядами. Окончили работу поздно. Унтер-офицер при свете фонарика стал осматривать вагон и обнаружил на полу пустой ящик, взрывателей (детонаторов)  к снарядам не было. Всех, кто в это время находился  в вагоне, унтер-офицер взял на заметку. На следующий день всю эту группу заставили из болотистого леса выносить на себе подтоварник. Я понял, что на этом дело не закончится, надо как можно быстрее уходить из лагеря. После отбоя мы тихо вышли из лагеря и направились к железной дороге, а затем от нее стали уходить в сторону леса. Шли долго. К утру вышли на сухое болото.  Вокруг никого не было видно. Каждый день ходили на разведку к станции и в один из дней увидели на станции советских солдат. После соответствующей проверки нас зачислили в Путевой ремонтно-восстановительный поезд №8 Управления военно-восстановительных работ №2 (УВВР-2).

Размещались в товарных вагонах. По обе стороны от входа в вагон были расположены двухярусные сплошные нары. В центре находилась железная печь для сушки одежды и обуви. Питались мы с военными железнодорожниками с походной кухни, которая находилась в эшелоне.

Мы восстанавливали разрушенные немцами участки железной дороги от станции Иыхви до Таллина. На стыках рельсы были подорваны. Искореженные концы рельсов обрубались с помощью кувалды и зубила. Из этих кусков монтировались рельсовые плети, сверление отверстий делалось вручную.

От города Хаапсалу, расположенного на берегу Балтийского моря, в сторону Таллина, до станции Кейла, протяженностью более 70 км, перешивали железнодорожный путь с узкой, западноевропейской колеи (1435мм) на широкую советскую колею (1520мм).

Наш эшелон с военными железнодорожниками и спецформированиями прибыл на станцию Нарва в начале мая 1945 года. Нарва была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 26 июля 1945 года. Много городов Эстонии подверглось разрушениям, но больше всех пострадала Нарва. Она разрушена была почти полностью.

После того, как по радио было передано сообщение об окончании войны, жители стали собираться на улицах в центре города. Люди выходили из подвалов разрушенных домов, из землянок. Незнакомые люди обнимались, целовались, поздравляли друг друга с окончанием войны. Это был праздник. Праздничные мероприятия продолжались до позднего вечера.

Жители города работали с утра до позднего вечера: разбирали кирпич, очищали улицы от обломков и завалов, приводили в порядок проезжие части дорог, восстанавливали жилье, возрождали предприятия. На работы выходило все население.

В конце 1944 года в городе работала мельница, хлебопекарня, баня, часть водопровода, больница, магазин, столовые, парикмахерская. Восстановленный генератор мощность в 100 киловатт давал городу электрический ток. К этому времени население Нарвы составляло 2904 человек.

С 1945 года началось строительство железнодорожного вокзала, паровозного депо и дистанционных мастерских в Нарве и железнодорожного вокзала в в Раквере, которые уже в 1947 году были построены.

За хорошую работу по восстановлению железнодорожного хозяйства с 22.10.1944г. по 25.04.1947г. приказом по УВВР-2 награжден значком «Отличный восстановитель».


Назад