Презентация книги Галины Родигиной "Мосты и переправы на верхней Неве"

  • 03.04.2023 14:40
  • 205 Прочтений

Оказывается, издательство «Серебряный век» выпускает не только краеведческие книги, посвященные Царскому Селу – городу Пушкину, не только Санкт-Петербургу. С выходом книги Галины Родигиной «Мосты и переправы на верхней Неве» образовывается  уже небольшая серия о мостах, куда вошли такие книги, как В.Черненко «Благовещенский мост», Е.Сизенов «Колпинские мосты», М.Фокин «Большеохтинский мост» и другие.

                Большую работу, чтобы книга появилась, проделала главный редактор издательства «Серебряный век» Галина Груздева. Ведь автор книги Галина Герасимовна не является профессиональным писателем, пока не вышла на пенсию она работала по специальности «Строительство мостов и тоннелей», которую получила в  ЛИИЖТ.

                Презентацию книги провел директор издательства «Серебряный век» Владимир Уржумцев. Книга повествует о двух мостах.  Ладожский мост расположился в 6 км от истока Невы у Ладожского озера, связав Кировский и Всеволожский районы Ленинградской области. Мост возводился в 1978-1983 годах. Мост достаточно высокий и для пропуска судов имеет один разводной пролет и два судоходных. Все его опоры – железобетонные, облицованы гранитом. Ось моста совпала с главным направлением удара советских войск в ходе наступательной операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12-18 января 1943 года. Поэтому мост имеет также и мемориальное значение, не случайно на левом берегу в устое моста расположен музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда». Этой военной операции, а также что после нее было,  уделено большое место в книге. В книге размещены архивные фотографии дерево-ледовой переправы через Неву для танков (январь 1943 года), переправка танка КВ-1 (январь 1943). Мало кто знает, что прорвав блокаду, были наведены временные переправы в этом районе Невы. В частности, сооружен низководный свайно-ледовый мост, по которому со скоростью 5 км в час двигался тяжелый состав. Двигался под артиллерийским обстрелом фашистов, бомбардировке с воздуха – но двигался!

                Также в книге рассказывается об единственном железнодорожном разводном мосте за пределами Санкт-Петербурга – Кузьминском. Железнодорожный мост был необходим еще при царской власти, он мог еще появиться: в 1851, 1867, 1892, 1901, 1913, 1915 годах. Но разные причины задерживали его возведение. В ходе зимней Советско-Финляндской войны (1939-1940) сделали вывод, что Ленинградский железнодорожный узел не готов к выполнению задач военного времени. В 1940-м году мост, наконец, возвели. Но с началом блокады , 8 сентября 1941 года, средний разводной пролет моста был взорван. Однопутный Кузьминский мост восстановили в 1945 году.

                В память о погибших строителях и железнодорожниках, построивших временные железные дороги и мосты через реку Неву в 1943 году, установлена стела на кладбище у Преображенской горы в Шлиссельбурге.  Сверху на бетонной стеле обозначены даты «1943-1944», ниже надпись: « «Здесь после прорыва блокады Ленинграда под огнем врага были построены переправы и железнодорожная линия, связавшая осажденный город со страной. Первый поезд прошел на Ленинград 7 февраля 1943 года».

Так что получается, эта книга не только о мостах, но и о подвиге железнодорожников и строителей в военное время.

Подготовила Марина Орлова

29 марта 2023. ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка. Клуб "Отечество". Презентация книги г.Родигиной "Мосты и переправы на верхней Неве". Выступает главный редактор издательства "Серебряный век" Галина Груздева.

Клуб "Отечество". Вытупает диреткор издательства "Серебряный век" Владимир Уржумцев.

Прзентация книги Г.Родигиной "Мосты и переправы на верхней Неве".


Назад