Николаевская гимназия

  • 03.06.2015 14:35
  • 6051 Прочтений

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия

Статья создана специалистами Музея Николаевской гимназии ©

 

Императорская Николаевская Царскосельская мужская гимназия (фотоальбом)

История здания Николаевской гимназии, Набережная ул., д.12 

 

В данной статье рассматривается история следующих учебных заведений:

  1. 1870-1917 — Императорская Николаевская Царскосельская мужская гимназия
  2. 1917-1918 — Царскосельская мужская гимназия
  3. 1918-1918 — Гимназия № 1

 

 

Учебный процесс и другие виды деятельности Николаевской гимназии отражены в очерках, публиковавшихся на основе ежегодных отчетов в министерство Народного Просвещения. 

Наиболее полно состояние гимназии отражено в следующих из них: "Краткий исторический очерк Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за ХХV лет /1870 — 1895/ и "Краткий отчет об Императорской Николаевской Царскосельской гимназии за последние ХV лет ее существования /1896 — I911/.

История царскосельской мужской гимназии ведет свой отсчет от 1866 года, когда 148 обывателей Царского Села, Павловска и Гатчины обратились в царскосельскую городовую ратушу с просьбой об учреждении в Царском Селе семиклассной гимназии.

К этому времени в Царском Селе уже действовали женское Духовное училище и женская Мариинская гимназия, а среднее мужское учебное заведение отсутствовало. Мужской гимназии не было и в Павловске, и в Гатчине. Это вынуждало состоятельных горожан посылать своих сыновей в петербургские гимназии, а тем, кто не мог себе этого позволить, приходилось ограничивать обучение детей начальным образованием.

10 апреля 1866 года Общественное собрание купцов и мещан г. Царское Село, Павловска и Гатчины обсудило необходимость учреждения в Царском Селе мужской 7-классной гимназии и приняло решение просить Главноуправляющего Дворцовым Управлением Г.Ф. Гогеля ходатайствовать о создании мужской гимназии в Царском Селе. Общество также постановило наименовать указанную гимназию Александровскою в память чудесного спасения жизни Императора Александра II в день 4 апреля 1866 года, чтобы попечителями были цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III) и принц Петр Георгиевич Ольденбургский.

На основании Высочайше утвержденного 19 февраля 1864 года Общего Устава гимназий и прогимназий, на содержание классических или реальных гимназий потребно до 20 000 руб.в год, а на прогимназию — до 12 000 руб. в год. Общество граждан г. Царского Села, Павловска и Гатчины решило отпускать на содержание прогимназии из общественного капитала каждогодно по 5000 руб. 30 ноября 1868 года городские депутаты Царскосельской Ратуши постановили ежегодно па содержание прогимназии включать в городские расходы 2000 руб.

И в 1869 году Управляющий Министерства народного Просвещения разрешил «обратить неоконченное еще здание общественной богадельни с необходимыми в нем приспособлениями на частную мужскую реальную гимназию».

Была образована специальная комиссия из 17 членов, во главе с генерал-майором Мейером по устройству мужской гимназии.

Строительство здания гимназии завершились в 1870 г.

В январе 1870 года представители комиссии по учреждению гимназии в г. Царском Селе после обсуждения с попечителем Санкт-Петербургского Учебного округа князем Л.К.Ливеном решили согласиться на открытие классической гимназии с латинским языком, чтобы не лишить возможности оканчивающих гимназический курс продолжать обучение в Университете.

Бюрократическая машина Российской империи не была создана для быстрых решений и процесс сбора необходимых средств (взносы домовладельцев купеческого и мещанского обществ) и согласования в различных инстанциях занял целых четыре года. Избранная домовладельцами Царского Села комиссия под руководством генерал — майора П. М. Мейера вела долгую переписку с Министерством народного просвещения, министром Двора и попечителем С.—Петербургского учебного округа.

Принятие решения о том, какой быть вновь образующейся гимназии был очень непростым. Но решение было найдено, и, наконец, в мае 1870 года было получено разрешение на открытие в Царском Селе казенной мужской гимназии с присвоением ей наименования Николаевской, в память императора Николая Павловича (Николая I) и цесаревича Николая Александровича (умершего первенца императора Александра II):

Императору Александру II от имени граждан Царского Села было направлено ходатайство на открытие гимназии и на принятие гимназии под покровительство наследника Александра Александровича (будущего царя Александра III). 7 сентября 1870 года был получен Рескрипт наследника цесаре­вича Александра Александровича, что по разрешению Императора Цеса­ревич принимает открывающуюся гимназию под свое покровительство.

Было решено открыть вначале приготовительный класс и три гимназических класса, остальные классы предполагалось открыть по мере необходимости и нахождения необходимых средств. Средства на содержание отпускались Министерством народного просвещения, но значительную сумму составляли ежегодные дополнительные пособия от города — 2000 рублей, от купцов и мещан — 5000 рублей, от домовладельцев — 3000 рублей. Плата за обучение составляла 75 рублей.

Директором гимназии горожане захотели иметь статского советника,  инспектора 5-й С.-Петербургской гимназии И. И. Пискарева, а почетным полечителем был утвержден генерал-майор П. М. Мейер.

В течение августа 1870 года, по представлению директора, были назначены и утверждены преподаватели наук, языков и искусств и произведены приемные испытания детям, пожелавшим поступить в гимназию.

 

Новое двухэтажное здание мужской гимназии было торжественно открыто 8 сентября 1870 года в присутствии Императора Александра II, ЕИВ Наследника Цесаревича Алеександра Александровича (будущего Александра III):

и других лиц Императорской Фамилии. Чин освящения здания и молебен совершил епископ Ладожский Павел (Лебедев)

Архиепископ Павел (Лебедев) (1827-1892) Ладожский (1869-1871)

День освящения здания гимназии — 8 сентября — был выбран неслучайно, поскольку он совпадал с днем рождения Цесаревича Николая Александровича.

 

День открытия гимназии стал знаменательным событием в жизни Царского Села.

На этот торжественный акт, проходивший в здании городовой ратуши, «роскошно убранной цветами и растениями», прибыли многие высочайшие и высокопоставленные лица Российской империи: император Александр II, наследник престола цесаревич Александр, великие князья, государственный канцлер князь А. М. Горчаков, министр императорского Двора граф В. Ф. Адлерберг, управляющий министерством народного просвещения статс-секретарь И. Д. Делянов, министр юстиции граф К. И. Пален, обер-гофмаршал граф П. А. Шувалов, многие высшие государственные сановники, придворные чины и учебное начальство.

У представителей горожан Царского Села, Павловска и Гатчины, присутствовавших на торжестве, дух захватывало от обилия громких имён, блеска мундиров и экипажей. 

После благословления участников торжества, почетный попечитель и директор гимназии выступили с речами.

Рассказав о различии классического и реального образования, директор новой гимназии И. И. Пискарев закончил свою речь обращением к родителям и ученикам, которое и поныне звучит актуально:

«Родители! Вверив образование детей ваших гимназии, не ослабляйте семейного домашнего воспитания. Семья - колыбель гражданственности, нравственности и религии, а в гражданственности — причина и цель образования, в нравственности — основа, в религии — источник.
Дети! За благодеяния образования, которое открывают и предоставляют вам ныне родители и сограждане ваши, воздайте обществу, благодеющему вам, добрым поведением, любовью к наукам и прилежанием к ученью».

Затем, под звуки гимна «Коль славен наш Господь на Сионе», сыгранного музыкантами Кавалергардского полка, присутствующие на открытии перешли в гимназическую церковь, где к ним присоединились российский император и великие князья.

«По вступлении Государя Императора в церковь, начато было благодарственное молебствие преосвященным епископом Павлом, а по окончании молебствия освящено все здание. Государь Император, в сопровождении Наследника Цесаревича Александра Александровича и Великих Князей Владимира Александровича, Константина Николаевича и Николая Константиновича, изволили обойти классы, которые уже были заняты учениками, и залы, рекреационную и советскую; в классах Его Величество изволил обращаться с милостивыми словами к ученикам и воспитателям.

По выходе из залы совета в гимназический коридор, поднесены были Его Величеству — почетным попечителем, а Их Императорским Высочествам — директором гимназии бокалы шампанского. Удостоив отпить за процветание Николаевской Царскосельской гимназии и за учредителей её, Государь Император, в сопровождении Наследника Цесаревича и Великих Князей, изволил пройти крытым ходом в залу Городовой ратуши, где совершалось гражданское торжество открытия гимназии».

По отбытии императора и императорских высочеств, почетным гостям был предложен в зале городовой ратуши завтрак, в «продолжении которого, хор музыкантов Кавалергардского полка играл разные пьесы из «Жизни за Царя» и других русских опер».

В честь открытия гимназии были установлены памятные доски, не сохранившиеся до нашего времени. Одна из них, гласившая:

«Во славу Божию, памяти Благочестивейшего Великого ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ I и незабвенного Благоверного Государя Великого Князя Цесаревича НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА посвящен дом сей для образования детей Царскосельских граждан»

— была помещена на фасаде здания; другая, из белого мрамора, в память о присутствии Александра II, который «соизволил осчастливить своим присутствием освящение и открытие Царскосельской мужской Николаевской гимназии», была установлена во внутренней зале.

С тех пор день 8 сентября стал ежегодным праздником, отмечавшемся в стенах гимназии без малого пятьдесят лет.

 

Средства на содержание гимназии и стоимость обучения

 

По созвездию связанных с ней имен гимназия нисколько не уступает знаменитому предшественнику Императорскому Лицею.

 

Директора Царскосельской Императорской Николаевской гимназии:

 

В первую очередь история Николаевской гимназии неразрывно связана с именами ее директоров, каждый из которых внёс свой вклад в развитие гимназии и дело образования юношества:

  1. 1870-1887 Пискарев Иван Иванович, сс
  2. 1887-1896 Георгиевский Лев Александрович, сс
  3. 1896-1906 Анненский Иннокентий Федорович, дсс
  4. 1906-1914 Мор Яков Геогргиевич, дсс
  5. 1914-1917 Иванов Константин Алексеевич, тс
  6. 1917 после — Геппенер Ричард Николаевич

 

Сотрудники гимназии

  1. 1872-1900 Фомилиант Исаак Иванович — с 1880 — ИО, с 1891 — инспектор гимназии
  2. 1893-1914 Голиков Василий Васильевич — помощник классных наставников
  3. 1899-1907 Орлов Владимир Иванович — инспектор гимназии
  4. 1901-1907 Травчетов Иван Матвеевич — инспектор гимназии
  5. 1908 —? Тереховский Сергей Александрович — пощник классных наставников
  6. 1910 —? Жохов Дмитрий Павлович — секретарь педсовета
  7. 1913-1917 Пунин Николай Михайлович — врач гимназии

 

Почётные попечители:

  1. 1870-1877 Мейер Пётр Мартынович, генерал-лейтенант
  2. 1877-1890 Кривцов Александр Васильевич, кс
  3. 1843-1901 Рукавишников Иван Васильевич, дсс
  4. 1898 -1910-? Дурдин Николай Андреевич, потомств.почётный гражданин

 

Преподаватели Царскосельской Императорской Николаевской гимназии 

Педагогическая жизнь школы — то, для чего служило все это великолепие — в начале ее развития была, однако, довольно безрадостной. Вообще, первые 17 лет существования гимназии производят впечатление некоторого застоя, хотя без этого, подготовительного, периода школа, очевидно, не достигла бы того блеска, который сделал ее знаменитой в 90-х годах. Иван Иванович Пискарев был замечательным учителем и ученым человеком. Он автор “Введения к изучению российских законов”, труда, который долгое время был основным юридическим пособием в русской школе. В 60-е годы Пискарев обучал законоведению великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III.

Вообще, кажется, что отношение к делу в Николаевской гимназии 1870-х годов было еще вполне канцелярским, и древонасаждение явно казалось важнее самой античности. Тем не менее, общество Царского Села было весьма довольно происходящим, о чем свидетельствуют разного рода приветствия и торжественные речи именитых царскоселов, обращенные к преподавателям и выпускникам (они публиковались в гимназическом ежегоднике).

Работа гимназии оздоровила общий духовный климат в городе. Следует сказать, что даже в это время гимназию окончили несколько известных людей (например, историк и писатель Безобразов, автор “Византийской истории”).

 

Повседневная жизнь гимназии

Программа обучения и распорядок жизни в Николаевской гимназии были такими же, как и в других классических гимназиях дореволюционной России, сохраняя как достоинства, так и недостатки образовательной системы.

Музыкальные и театральные традиции Николаевской гимназии

Учащиеся и выпускники гимназии

Поскольку гимназия получила статус классической, это открывало ее ученикам прямую дорогу в университет, поскольку выпускники классических гимназий принимались туда без экзаменов. Выпускники реальных гимназий допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но в университет не принимались. 

Большинство выпускников Николаевской гимназии также становились студентами столичного университета. Выпускники царскосельской гимназии отдавали предпочтение историко-филологическому факультету. Недаром из стен Николаевской гимназии вышло так много поэтов, филологов, искусствоведов и историков ставших гордостью и Петербургского университета.

Форма гимназиста 

Система обучения

Объявление в царскосельской газете за 1871 год о наборе учеников в 4 класс гимназии

В 1875 /1876 учебном году гимназия достигла полного восьмиклассного состава и в мае и июне месяцах были  произведены испытания зрелости по первому выпуску учеников Николаевской гимназии.

После кончины И. И. Пискарева в октябре 1887 года, на смену ему пришел молодой филолог, сын известного деятеля народного образования сенатора А. И. Георгиевского Лев Александрович Георгиевский.

В Николаевской гимназии училось тогда уже более 200 человек, было 6 классов, не считая подготовительного, из гуманитарных дисциплин преподавались латынь, французский, немецкий, математика, история и русская словесность.

С деятельностью Георгиевского начинается период расцвета гимназии. Новый директор обладал незаурядными способностями как к научной, так и к администраторской деятельности. Педагогическая деятельность Георгиевского была чрезвычайно успешной. 

6 ноября 1888 года император Александр III принял в Александровском дворце Императорскую Николаевскую гимназию в полном составе преподавателей и учеников.

В ЦГИА сохранилось дело от 1888 года "Об открытии занятий с малолетними при Царскосельской гимназии на товарищеских началах"37.

После того, как гимназия достигла полного восьмикласного состава и число учеников увеличилось, директор гимназии почувствовал необходимость в ближайшем помощнике, и с января 1880 года при гимназии была учреждена должность и. д. инспектора, на каковую был назначен учитель математики и физики И.И. Фомилиант, утвержденный инспектором, по уставу гимназии, в сентябре 1891 года, с открытем при гимнази пансиона.

 

Покровительство Высочайших особ

О даровании Николаевской Царскосельской гимназии наименования „Императорской":

27-го мая 1881 года директор гимназии П. П. Пискарёв, представляясь, в составе депутатов от граждан Царского Села, в Гатчинском Дворце, Государю Императору Александру III для приненсения верноподданических поздравлений по случаю восшествия ЕИВ на прародительский Престол, обратился к Императору с просьбой  не оставить своим Высочайшим благоволением гимназию и в дальнейшем. На эту всеподданнейшую просьбу Александр III сказал:

„Я с удовольствием оставляю Николаевскую гимназию под Своим покровительством, тем более, что она — память Моего покойного брата". При этом Александр III повел, сохранив у гимназии наименование „Николаевской", присоединить наименование „Императорской". Это Высочайшее повеление было затем испрошено в установленном порядке управление министерства народного просвещения 17 августа 1881 года.13

То, что она носила титул «Императорская» и находилась под покровительством Высочайших особ, накладывало свой отпечаток на всю жизнь гимназии.

В год празднования 25-летия со дня основания гимназии, 15 апреля 1895 года, когда после кончины в 1894 году императора Александра III, в ответ на просьбу гимназии и горожан, император Николай II принял гимназию под свое покровительство.

Хотя покровительство это было чисто формальным и никакими особыми привилегиями гимназия не пользовалась, но все же, как вспоминал сын Анненского В. Кривич: «пансионские дядьки были облечены в серое с гербовыми петлицами платье дворцовых лакеев, швейцар же в торжественных случаях натягивал ярко-красную придворную ливрею с пелериной, обшитой золотым галуном с черными орлами».

На ежегодном празднике юбилея гимназии помимо учебного начальства обычно присутствовали великие князья и княгини. Торжество начиналось литургией и благодарственным молебствием. Затем секретарь педагогического совета гимназии зачитывал ежегодный отчет, директор гимназии произносил речь, их императорские высочества раздавали награды, и все заканчивалось гимном: «Боже! Царя храни!».

Государю императору, как покровителю гимназии, посылалась телеграмма с выражением «верноподданнических чувств». Высокий покровитель обычно не утруждал себя длинным ответом и кратко сообщал: «Сердечно благодарю всех» или «Искренне всех благодарю».

Такая телеграмма была послана императору 8 сентября 1897 года:

«Осчастливленная Высочайшим Покровительством Вашего Императорского Величества Императорская Николаевская гимназия, в лице учащих и учащихся и горожан Царского Села, её основавших, освятив день своей двадцать седьмой годовщины горячими молитвами о здравии и долгоденствии Вашем, Государь, Августейшей супруги Вашей и Августейшего Семейства Вашего, дерзает повергнуть к стопам Вашего Императорского Величества чувства благоговейной верноподданической любви и безграничной преданности. Попечитель округа Капустин. Директор гимназии Анненский».

Иногда высокое покровительство приносило ученикам неожиданные «подарки»… На празднике 25-летая гимназии, торжественно отмечавшемся в 1895 году, присутствовал великий князь Владимир Александрович, который «изволил собственноручно раздавать награды ученикам, подносимыя ему директором». После раздачи наград воспитанник VIII класса Е.Баралевский прочел стихотворение, сочиненное им к 25-летию гимназии. В заключение оркестр воспитанников сыграл марш, написанный по случаю торжества учеником VIII класса бароном Остен-Сакеном, а затем хор с оркестром исполнили народный гимн. Растроганный увиденным, великий князь «соизволил сообщить ученикам», что они «освобождаюся от занятий на два дня. Громкое "ура" было ответом на милостливые слова Великого Князя, и дети с восторгом бросились провожать Его Высочество до кареты».

Но, пожалуй, главным отличием Николаевской гимназии от других гимназий быловсеобщее увлечение учеников поэзией.

Литературные традиции Николаевской мужской гимназии 

16 октября 1896 года на должность директора Николаевской гимназии был назначен Иннокентий Федорович Анненский.

Памятными датами в жизни гимназии за время директорства Анненского стали экскурсия всего состава гимназии в Кронштадт и Петергоф (1897), участие гимназии в праздновании 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина (1899), участие в торжественном открытии памятника Пушкину в лицейском садике, празднование 30-летнего юбилея гимназии (1900) и волнения 1905 года.

Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 1 июля 1897 г.

26 мая 1899 года вся гимназия вместе с другими учебными заведениями Царского Села собралась в Екатерининском соборе, где были отслужены литургия и панихида. После службы в Лицейском садике состоялась закладка памятника поэту при пении объединенного хора мужских учебных заведений города. На следующий день в императорском Китайском театре был устроен Пушкинский праздник с участием хора и оркестра гимназистов. На празднике с речью «Пушкин и Царское Село» выступил И. Ф. Анненский, в которой раскрыл связь творчества великого поэта с городом, очень метко названным им одним из «урочищ Пушкинской славы». После этого был устроен вокально-музыкальный концерт.

Анненский И.Ф. Речь, произнесенная в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии 2 июля 1899 г.

На торжественном акте вручения аттестатов зрелости в 1899 году, после напутственной речи директора И.Ф. Анненского, Юрий Кролюницкий, выпускник с золотой медалью, выступил со словами благодарности инспектору гимназии И.И.Фомилианту от имени всех товарищей-пансионеров. Награды выпускники получили из рук Великого князя Владимира Александровича. По окончании торжества хору гимназии пришлось дважды пропеть национальный гимн под портретом государя императора.

Выпуск 1900 года, состоялся на рубеже нового XX века, сулившего, как казалось тогда, так много надежд и открытий.

2 июня 1900 года в актовом зале гимназии состоялся торжественный акт, на котором после благодарственного молебствия и напутственной речи директора Иннокентия Анненского ученикам были розданы аттестаты зрелости. Среди особо отличившихся учеников, получивших золотые медали и награды из рук Великого князя Владимира Александровича, по традиции присутствовавшего па гимназических торжествах, был Александр Оцуп, старший из шести братьев, впоследствии окончивших ту же гимназию. 

Цыбульский С.О. Моим бывшим ученикам.. Речь преподавателя С. 0. Цыбульского, произнесенная при прощании съ учениками VIII-го класса Императорской Николаевской Царскосельской гимназии, во время выдачи им аттестатов зрелости 2 июня 1900 года.

Позже, став писателем, в своих рассказах А. Оцуп (псевд. Сергей Горный) не раз обращался к городу своего детства Царскому Селу и родной гимназии. В 1927 году, в Берлине, был опубликован сборник «Всякое бывало», несколько рассказов которого посвящены Царскосельской Николаевской гимназии и его одноклассникам. 

 

«Птенцы» Иннокентия Анненского

Выпуск 1901 года примечателен тем, что его классным наставником был сам директор Николаевской гимназииИ. Ф. Анненский, к которому, как и в современной школе, ученики обращались со своими проблемами и заботами. В ту пору еще не были отменены уроки греческого языка, и ученики этого класса могли внимать «музыке речи» переводчика Эврипида, «искавшего и находившего чары этого далекого, красивого, как небо над Акрополем, языка» .

На торжестве вручения аттестатов зрелости 1897 года Иннокентий Федорович напутствовал выпускников следующими словами: «Будущее ваше неизвестно никому, имена некоторых из вас, готовящихся быть слугами родины, может быть, будем произносить с гордостью, многих с чувством благодарности всех вас, я уверен, с уважением».

Думается, что это предсказание, если отнести его к известным нам выпускникам 1901 года, полностью оправдалось. Проживи их классный наставник долгую жизнь, ему не пришлось бы краснеть за поступки своих питомцев. Каждый из них заслужил признание потомков: расстрелянный чекистами юрист Александр Виленкин и переквалифицировавшийся из филолога в теоретика авиации Александр Лапчинский, «совесть врачей Ленинграда» Глеб Ивашенцов и звезда немого кино Витольд Полонский.

 

По разные стороны баррикад

1902-1904 гг. были последними относительно спокойными годами в жизни как России, так и Николаевской гимназии. Уже началась русско-японская война, но Цусимская трагедия и сдача Порт-Артура, ставшие предвестниками революционных событий и волнений гимназистов 1905 года, были еще впереди. Директором гимназии, по-прежнему, оставался Иннокентий Федорович Анненский, правивший «своей гимназией приблизительно так, как Эпикур выращивал свой сад, — но без свободы Эпикура»

Эпикур (341-271 г. до н.э) — греческий философ. В 306 г. до н.э. основал в Афинах философскую школу, известную, как «Сад Эпикура». Приведенная цитата заимствована из книги: Э. Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии.

Анненский уже почти не занимался преподавательской работой, (в 1902 году греческий, который Анненский вел в старших классах, стал необязательным предметом), томился своей должностью, отнимавшей время и силы у творческой работы, которая в эти годы спорилась, как никогда. В 1902 году выходит в свет трагедия Анненского «Царь Иксион», через год Иннокентий Федорович издал единственную прижизненную книжку своих стихов «Тихие песни» за подписью Ник. Т—о.

Казалось, устоявшийся порядок (утренние молитвы перед уроками, выпускные балы и раздача наград членами царствующего Дома) не будет иметь конца. Никто из выпускников в ту пору не предполагал, что через какие-то 10-15 лет уйдуг в прошлое не только утренние молитвы, но и весь уклад жизни, и бывшие одноклассники окажутся по разные стороны баррикад. Один из них — Аркадий Иванов — отдаст свою жизнь за коммунистические идеалы, другие — Н. Случевский, М. Мусселиус и Е.Полетаев станут жертвами тех же идеалов. Военный врач Григорий Энден сгинет без вести в горниле гражданской войны, а одноклассники А. Савицкий и В. Вильчевский будут вынуждены навсегда покинуть родину.

Из выпускников этих лет вышли два заметных ученых: геофизик Николай Калитин, ставший директором «Институга солнца» в г. Павловске и астроном Максимилиан Мусселиус, ставший ученым секретарем Пулковской обсерватории. Оба были преданы своей работе, успешно развивали советскую науку. Судьба распорядилась так, что первый смог счастливо заниматься любимым делом до конца своих дней, а второй был расстрелян в вологодской тюрьме по приговору тройки УНКВД. Но если бы чекисты изобрели не «Пулковское», а «Павловское» дело, жизнь соучеников могла сложиться с точностью до наоборот.

Ставшему жертвой гражданской войны революционеру Аркадию Иванову во время советской власти в г. Томске был установлен памятник. Имена других выпускников той же гимназии, но «контрреволюционеров», долгие годы были преданы забвению. Сейчас происходит обратная картина — забвению предаются «революционеры». Однако судьбы стоявших «по разные стороны баррикад» выпускников являются частью нашей общей истории, в которой, хочется надеяться, найдется место и тем, и другим...

 

Февральская революция 1905 года

Трудности в служебном отношении начались для Анненского в 1905 году, когда волнения учащейся молодежи, вызванные первой русской революцией, не обошли стороной и Николаевскую гимназию.

Царскосельская Императорская Николаевская гимназия, 1905 год

Гимназия оказалась на плохом счету у учебного руководства; многих раздражала независимая позиция директора, его нерешительность в установлении строго порядка, попытки отстоять «крамольное юношество». Все эти обстоятельства привели к «добровольной» отставке (1 января 1906 года) И. Ф. Анненского с поста директора гимназии, хотя каких-либо официальных обвинений ему предъявлено не было.

 

2 января 1906 года, на основании предписания управляющего петербургским учебным округом, И. Ф. Анненский сдал гимназию, назначенному на его место Якову Георгиевичу Мору.

Как и И. Ф. Анненский, Я. Г. Мор был филологом-эллинистом и даже составлял учебники по греческому языку, писал статьи и брошюры на педагогические темы, но по своим воззрениям на педагогическую деятельность был полной противоположностью своему предшественнику.

В воспоминаниях большинства современников он предстает реакционером и душителем свобод, ставившим во главу угла порядок, букву инструкций, чистоту и занятия гимнастикой.

Вскоре после прихода Мора, из гимназии были удалены два приглашенных Анненским и любимых учениками преподавателя: учитель русского языка В. И. Орлов и преподаватель математики И. М. Травчетов. Позднее из гимназии был переведен законоучитель протоирей А. В. Рождественский, как не обеспечивший надежного духовного надзора над учениками.

13 января 1907 г. в час ночи полицмейстер рапортовал начальнику царскосельского дворцового управления о:

"предполагающемся на этот день шествии с красными и черными флагами гимназистов николаевской гимназии, о намерении устроить забастовку для протеста по поводу перевода инспектора классов Травчетова и о намерении требовать выбора старост; для чего усиливается наружный надзор около здания гимназии и составляется наряд в полиции из свободных чинов.".

"Когда, уже осенью, гимназия опять открыла свои двери, вернувшиеся в свою Alma Mater ученики были ошарашены ожидавшими их переменами. Коридоры и классы были чисто выбелены и увешаны географическими картами, гербариями, коллекциями бабочек. В застекленных шкафах ласкали взор чучела фазанов и хорьков, раскрашенные гипсовые головы зулусов и малайцев. В классах стояли новенькие светлые парты и озонирующие воздух елочки в вазонах. Полусумасшедший Мариан Генрихович, невоздержанный отец дьякон и слишком соблазнительная француженка — бесследно исчезли. Исчезли и усатые второгодники. Но не было больше и Анненского. Великая реформа явилась делом рук нового директора, Якова Георгиевича Моора, маленького, сухонького, строгого, но умного и толкового старика. Он привел с собою плеяду молодых, способных учителей, навел чистоту, порядок. Гимназия приняла благообразный вид.

Моор, фазаньи чучела, головы краснокожих, елочки в вазонах — все это произвело на молодые души потрясающее впечатление. Все приумолкли, присмирели, стали прилежнее учиться Моор проходил по коридорам деловитым шагом, опустив голову, внимательно глядя себе под ноги. Гимназисты, стоя рядком у стен, почтительно расшаркивались. Если кто приходил в гимназию в неряшливом виде, Моор подзывал его к кафедре и, подняв палец, стыдил перед всем классом, повышая на каждом слове свой тоненький голосок: "И это есть ученик Императорской Николаевской Царской Гимназии!!

Его не любили, но боялись и слушались. Гимназия стала на хорошем счету. Появились в ней сыновья графа Гудовича, лейб-медика Боткина, свитских генералов. Казалось, "подметено" было в стенах Царскосельской Гимназии так, что и пушинки прошлого не осталось. Но, — странное дело, — ни Моор, ни педагоги, ни штукатурщики, ни озонирующие воздух елочки не выветрили из этих стен духа той высокой поэзии, которая в них переночевала."-писал о Море Д. Кленовский

 

Выпускники 1907 года решили прервать традицию отказа от выпускных балов в гимназии и отпраздновать свое расставание с гимназией. Вопрос вызвал бурные споры и все ученики старших классов разделились на два непримиримых лагеря: балистов — поддерживавших идею проведения бала и их противников — антибалистов.

Судя по всему выпускной бал в Николаевской гимназии все же состоялся. Но в издаваемом в гимназии журнале "Юный труженник" дается любопытная заметка о вечере, состоявшемся в женской царскосельской гимназии Министерства народного просвещения, гостями которого были ученики Николаевской гимназии. Заметка дает наглядное представление об атмосфере, в которой проходили вечера царскосельской молодежи.

«Танцевали под рояль, который был взят напрокат у Шмидта и доставлен с такой аккуратностью, что лишился своих педалей, но это, однако, не мешало молодежи непринужденно веселиться. Играл сам Шмидт, который является везде и всюду, где только танцуют, за неимением другого тапера. Вообще вечер прошел довольно мило, чисто по семейному. Все приходящие встречались хозяйками с полным радушием; барышни сами знакомились с кавалерами и приглашали их танцевать. Дирижера танцев не было, ими руководил сам тапер, играющий, что хотел, и все танцующие; бессчисленное множество раз игралось «Хиоватто» и после него следовал «Вальс». Всем присутствующим в большом количестве раздавались письма для летучей почты, которая велась очень оживленно. В антракте гости приглашались в буфет, где в изобилии были: фрукты, конфеты, прохладительные напитки, бутерброды и т.п. В устроенной для гостей курилке были заботливо приготовлены папиросы нескольких сортов».

Другим источником, дающим представление о внутригимназической жизни являются произведения выпускника 1900 года, автора замечательных рассказов о Петербурге, Царском Селе и Николаевской гимназии Александра Оцупа, писавшего под псевдонимом Сергей Горный. С ностальгической нотой, он говорит в них о гимназической юности, проведенной в Царском Селе, вспоминая наполненный «голубоватой светлой прозрачностью» класс, «лакированные таблицы на стене с греческими гоплитами и римскими когортами». Рассказывает о первых учениках, которые «были вкраплены о класс, как кусочки дорогой руды в горную породр, и о простирающейся вокруг них «безлюдной, безотрадной пустыне», где «алгебры решительно не знали».

 

Первая Мировая война

1914

Экскурсия учеников Николаевской гимназии на Волгу и на Урал в 1914 году

Этот учебный год начался, когда страна уже больше месяца была в состоянии войны с Германией и Австро-Венгрией. Но начало учебного года было пока самым обычным:

Акт Николаевской гимназии27

В понедельник, 8 сентября, состоялся обычный акт Николаевской гимназии. Акт по традиции начался с молебна.

После этого директором К.А. Ивановым было предложено выслушать отчет за истекший учебный год. Отчет прочитал А.М. Малоземов — секретарь педагогического совета.

В настоящее время учеников в гимназии 375 человек, в в том числе на 100 человек больше, чем в прошлом году. Всего окончило курс 27 человек, из которых 3 удостоено медалью:

  1. Серебро у Новикова Михаила и Новикова Сергея
  2. Золотая у Пароменкова Александра

Из класса в класс с наградами перешло 38 человек

Далее было рассказано о переменах в педагогическом составе: Умер преподаватель древних языков Б.Н Александров и бывший директор гимназии Я.Г. Мор.

Далее было упомянуто об участии гимназии во Всероссийской гигиенической выставке и о получении на этой выставке большой серебряной медали.  Был прочтен краткий отчет о деятельности Общества вспомоществования недостаточным ученикам гимназии.

Потом последовала краткая, но чрезвычайно теплая речь дирктора к ученикам, которых он призвал к усиленному труду, а также поблагодарил всех лиц, почтивших своим присутствием акт. Торжество закончилось пением национального гимна, покрытого громогласным «ура» всех присуствующих.

Исчезнувший мальчик. 9 октября бесследно исчез гимназист 6 кл Николаевской гимназии Дмитрий Павловский 14 лет. Мальчик по видимому скрылся с целью попасть в действующую армию. Родители Дмитрия Дмитриевича Павловского убедительно просят всех, кто видел скрывшегося мальчика, сообщить подробности по адресу: Царское Село,  Широкая д. Новиковых. Ландсберг. Дмитрий Павловский одет в гимназическую форму, высокого роста, шатен, черноглазый, вьющиеся волосы.27

Ученики Николаевской гимназии- участники I Мировой войны

 

1915

Благодарность. Одна из жен запасного обратилась к нам с просьбой выразить благодарность от имени жен запасных гимназистам Николаевской гимназии. Дело в том, что 6 января (1915 г.)  от 1 до 6 часа гимназисты устроили в помещении гимназии елку для детей запасных. Во время елки разыгрывалась лотерея между детьми, которых гимназисты одаривали и другими подарками, например, книгами. Сердечное отношение учеников гимназии к детям запасных очень тронуло их матерей и они искренне благодарят их. С удовольстивме отдаем место в газете этим строкам.29

Открытие катка. 11 явнаря 1915 года на одном из озер Николаевской гимназией открыт каток для публики.30

В январе 1915 года в Царском Селе отмечали 25-летний юбилей Лейб-медика Е.С.Боткина.  В поздравительном сообщении в газете "Царскосельское дело" было сказано, в частности, следующее: "Несколько лет тому назад почтенный юбиляр состоял председателем родительского комитета Николаевской гимназии и пользовался редкой любовью со стороны педагогического персонала и учеников..." 31

Заговорив о развлечении больных и раненных воинов на праздниках Св. Пасхи, прежде всего мы должны упомянуть о кружке учащихся обоего пола в высших учебных заведениях Петрограда (студенты и курсистки) для увеселения раненных воинов, которым руководит учитель пения в Николаевской гимназии Н.К. Иванов. Этот симпатичный прекрасно составленный и довольно многочисленный кружок посвятил свою деятельность доставлению увеселения раненным воинам. Так, в понедельник 23 марта кружок посетил уже во второй раз второе отделение (в казарменных бараках) лазарета Офицерской артиллерийской школы, в котором находится более 150 человек. В большом зале обеденной столовой, в которой были собраны почти все раннные ( не исключая тяжело раненных, доставленных на носилках или на колесных передвигающихся креслах), кружок прекрасно исполнил разные песни, русские и малороссийские (хоровыя), пляски, русские и малороссийские и сценкииз «Женитьбы» Гоголя, некоторых пьес Островского. Программа была обширна, разнообразна и интересно составлена. Исполнение не оставляло желать ничего лучшего. Результат превосходный: солдатики слушали с большим вниманием, а при исполнении сценок хохотали от души.31

Роспуск учащихся. В следствии появления в Царском Селе эпидемии кори (52 случая за неделю, апрель 1915 г.) и во избежание распространения этой болезни среди учащихся, во многих учебных заведениях занятия прекращены. А таи ккак продолжительность учебных занятий в нынешнем году значительно сокращена, то предписание санитарного врача о необходимости прекратить посещение учащимися учебных заведений, привело к изданию распоряжения со стороны учебного начальства о роспуске учащихся до осени.33

1916

Министерство народного просвещения не осталось в стороне от общенародной поддержки семей военнослужащих, возникшей после начала Первой Мировой войны. Оно поддержало начинание минского губернатора и отдало в июле 1915 г. циркулярное распоряжение об организации при всех общеобразовательных учебных заведениях трудовых дружин из учащихся.

В них принимались способные к сельскому труду учащиеся с согласия их родителей или их заменяющих лиц. Трудовые дружины формировались для решения двух главных задач – для благотворительной помощи бедным и нуждающимся в рабочей силе семьям воинов, не имевших средств для найма работников, а также для восполнения недостатка в рабочей силе в «доходных» хозяйствах, например, на пригородных огородах, в имениях и т.д.

В первом случае «издержки» относились насредства земских, городских и благотворительных учреждений, которые организовывали трудовую помощь семьям воинов. Во втором случае расходы перекладывались на плечи хозяйств или предприятий, которые предполагали использовать в помощи трудовые дружины.


Назад