Паткуль Мария Александровна

  • 25.10.2017 13:26
  • 2102 Прочтений

Новый сезон в краеведческом клубе «Отечество» в ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка открылся в октябре 2017 года презентацией книги «Усадьбы Паткуль в Царском Селе» издательства «Genio loci». Составители сборника Елена Абарова и Сергей Щавинский рассказали о работе над ним, а самое главное, о Марии Александровне Паткуль – хозяйки усадьбы в XIX веке.

            Краевед Елена Абарова уже несколько лет интересовалась историей владельцев дома Паткуль на Средней улице, выискивая о них сведения в архивах. Ей повезло найти духовное завещание Марии Александровны Паткуль. Непосредственным  стимулом к появлению небольшого сборника послужило переиздание «Воспоминаний Марии Александровны Паткуль, рожденной маркизы де Траверсе, за три четверти XIX века», осуществленного в 2014 году. Впервые воспоминания были опубликованы в 1902 году в журнале «Исторический вестник». Естественно, они являются библиографической редкостью. Но и переиздание, выпущенное в 500 экземплярах, сегодня тоже является таковым. А между тем воспоминания баронессы Марии Александровны Паткуль (1822—1900), блиставшей при дворе императора Николая I и Александра II, изобилуют настолько повседневными и бытовыми подробностями из жизни Царского Села того времени, что делают их бесценными источниками информации. Поэтому редактор издательства Сергей Щавинский принял решение об издании небольшого сборника.

            Мария родилась в предместье Ревеля в небогатой семье капитана первого ранга Александра Ивановича де Траверсе. Ее дед маркиз Иван Иванович де Траверсе был хорошим знакомым самого императора Александра I, морским министром России с 1811 по 1828 годы, что впоследствии сослужило большое внимание к бедной провинциалки, какой являлась Мария. До своего триумфального появления в Петербурге Мария вместе со своей большой семей с 18 лет проживала в Гельсингфорсе, где своей красотой, образованностью и учтивыми манерами покорила все тамошнее общество. Недаром, ее называли поклонники «Северное сияние». В январе 1841 году ее привезли покорять Петербург. Марии покровительствовали знатные и влиятельные дамы Санкт-Петербурга, включая родную сестру всесильного Бенкендорфа Марию Христофоровну Шевич. Уже при первом появлении на балу в особняке Лазаревых на Невском проспекте все танцы Марии были расписаны, и она не сходила с паркета. На втором балу ей представили Александра Владимировича Паткуля (1817-1877), ставшего впоследствии ее мужем. Александр Паткуль с семилетнего возраста воспитывался вместе с наследником престола великим князем Александром Николаевичем, а императора Николая I он называл не иначе как вторым отцом. В 1841 году в Ревеле состоялось бракосочетание Александра и Марии Паткуль. Вскоре Мария на балу в Александровском дворце была впервые представлена ко двору. Как пишет в своих воспоминаниях Паткуль, император сказал «молоденькой бабенке» прошу любить и жаловать, а также благосклонно поклонился.

            Семья Паткуль входит в ближайший круг императорской семьи. Александр Владимирович постоянно сопровождает наследника при переездах в Петергоф, Красное Село, Кронштадт, Петербург, и, конечно, Царское Село. Мария Александровна скрупулезно и старательно описывает каждое проявление знаков императорской семьи, сделанное в адрес и ее, и семьи. Описывает «симпатичные вечера», проведенные в Александровском дворце. На которых обычно император Николай I играл три роббера за карточным столом с постоянными партнерами, и, как правило, проигрывал. В тоже время молодежь играла в горелки, кошки-мышки, скатывалась с деревянной горки. И Мария Александровна своей ловкостью и быстротой затмевала великих княжон Марию и Ольгу.

            Сначала семья Паткулей снимала дачу на Грязной улице (ныне Средней) возле Александровского дворца. Затем они выстроили там дом, который чуть позже был разобран и перенесен на Малую улицу. А на Средней улице по проекту придворного архитектора Ипполита Монигетти был выстроен большой дом в стиле эклектики. С верандой, с балконами, башней на крыше. Таким образом, семья Паткуль занимала большой сквозной участок с главными домами, выходящими на разные улицы, а хозяйственные постройки находились между домами: ледники, конюшни, сараи. У каждого дома были палисадники, у большого дома – пруд. План этого участка впервые приводится в сборнике.

            У Марии Александровны родилось 10 детей, но три ребенка умерло в детстве. Крестным нескольких ее детей стал сам император Николай, императрица Александра Федоровна. О том, чтобы восприемником ее первого ребенка стал сам император, у этой незаурядной женщины хватило смелости попросить об этом. Прожив достаточно большую жизнь для XIX-ого века, на ее долю выпало как много счастья и успеха, так и горя. Мария Александровна всегда вела обширную переписку, - деловую, личную. И, безусловно, ее воспоминания свидетельствуют о том, что она обладала прекрасным стилем, о чем высказал в свое время лестное мнение даже писатель Иван Тургенев. Поэтому ей не составило труда на склоне лет написать свои воспоминания, правда, за давностью лет немного перепутав их хронологически.

            В конце 40-х годов семья Паткуль не стала на зиму переезжать в Петербург. Но, когда двор покидал уездный город, то город буквально пустел. Жителей оставалось мало, да и то только военные. Училищ никаких и гимназий еще не было. Заняться было абсолютно нечем. И тогда, будучи деятельной натурой, Мария Паткуль уговорила своего мужа организовать танцевальные вечера по средам. Для этого нашли довольно поместительный дом, с большим залом, где был прекрасный паркет, комнаты для кухни, столовой и прислуги. Нашлось достаточно людей, заплативших 10 рублей в качестве взноса. И вечера начались. Их посещал и наследник престола, пару раз он приходил со своими младшими братьями великими князьями Николаем и Михаилом.

            С 1864 по 1869 годы Паткуль был назначен командиром 2-ой Гренадерской дивизии, штаб которой располагался в Варшаве. Туда, к мужу,  и поехала его жена в сопровождении шестерых детей. Можно представить, какой большой обоз прибыл на станцию Александровскую, откуда они отправлялись в Польшу. Будучи в Польше, Мария Александра обратила на крайне бедное убранство православных церквей,  облачение священников. Проявив незаурядную активность и деловую хватку, ей удалось значительно улучшить их состояние и убранство. Кроме того, Мария Александровна организовала благотворительные учреждения для православного населения. Стараниями Паткуль и баронессы Е.Н.Менгден было создано Русское благотворительное общество и устроен приют, включенный впоследствии в систему Мариинских благотворительных учреждений. За пять лет она расширила общество с 10 семей до 125, «потому что была энергична, предприимчива, к тому же проста и вежлива».

            Прибыв назад, в Царское Село, Марию Александровну оскорбило большое количество попрошаек и нищих детей. И она задумала организовать Царскосельский ремесленный приют. Пока не было отдельного здания, было принято 10 самых бедных девочек. В небольшой квартире им давали начальное образование и навыки, способные в дальнейшем обеспечить жизнь – будь то в качестве прислуги, то матерью семейства. Мария Александровна, обладая определенной долей авантюризма, имея всего лишь 200 рублей в кармане, уговорила А.С. Уконина продать ей для нужд приюта его бывшую обойную фабрику (ныне Набережная улица, дом 1). Сговорились они на 10 000 рублей, которые ей безвозмездно подарил император Александр  II, узнав из ее письма о создании приюта. В преддверии русско-турецкой войны 1878 года, Мария Александровна организовала склад для раненых на 25 коек. Он обосновался в приюте. Когда настала война, то все содержимое склада было отправлено в места боевых действий.

            Из воспоминаний Марии Александровны складывается впечатление, что она была рачительной хозяйкой. Как-то к ней прибыл внезапно император Николай I. И Мария Александровна быстро приготовила картофель с луком, заварила чай, кофе – чем богата – тем и рада. Император пил зеленый чай, когда он добавлял сливки, то спросил, откуда хозяйка взяла такие жирные и вкусные. Мария Александровна ответила - от их одной коровы. Николай I возмутился, что мол, у него сотни коров, а таких вкусных сливок он еще не отведывал! Еще пример. Когда в 1853 году наследник и Паткуль проводили смотр войскам в Царском Селе, то скороход всего за несколько минут предупредил об их прибытии в дом. Мария Александровна тут же выставила на стол, все, что было в доме, в том числе свежий только что вынутый хлеб из печки, который каждый день готовился в доме. Долго вкус этого хлеба вспоминали при высочайшем дворе.

            Приходилось выкручиваться Марии Александровне и с нарядами. Она вспоминает, что много вещей, и очень богатых, ей отдала императрица Александра Федоровна после смерти ее дочери, великой княгини Александры. А модные шляпки, и даже лучше покупных, делала своими руками Мария Александровна.

 По своему духовному завещанию дом на Средней улице  (ныне дом № 8) она оставила дочери Евгении, а на Малой улице (ныне дом № 13)  – вдове сына. Больших богатств за свою жизнь ей не удалось скопить. Поэтому в завещании указывается, что стул, на котором сидел император Николай она отдает одному сыну, стол, за которым он пил чай – другому сыну и так далее.

            В настоящее время дом на Средней улице – памятник регионального значения. Очень ценные были дополнения старожилов, которые рассказали то, что знали о доме и его владельцах, на презентации сборника. После революции в доме Паткуль располагался детский дом. Елена Лутцева продемонстрировала снимок детей возле дома от 1929 года. А Вячеслав Тарасов вспомнил, как он еще до войны ходил туда в детский сад. Детский сад там открылся одним из первых после войны, а после него, в 1972, там был медвытрезвитель. В  2003 году, благодаря размещению в нем Жилищного агентства Пушкинского района, здание спасли от разрушения и отремонтировали. Дом на Малой улице был признан аварийным и расселен в 2009 году. Затем его разобрали и воссоздали заново в кирпиче, снаружи обшив деревянной доской, окрашенной в серый цвет. Дом был построен под контролем КГИОП. Ныне здесь располагается отель «Дом Паткуль», хранящий теплоту и уют старого усадебного дома.

            Интересное сообщение на презентации сделал и краевед Юрий Шмелев. Доныне в Лужском районе Ленинградской области в деревне Романщина на местном кладбище у разрушенного Тихвинского храма сохранилась могила Ивана де Траверсе – деда Марии Александровны Паткуль. Именно сюда заезжал в гости император Александр I, недаром эта местность носит название – Романщина (по фамилии императора).

            Статью целесообразно закончить описанием Царского Села времен управляющего Якова Захаржевского, оставленного нам Марией Александровной: «Требования чистоты и порядка в садах и на улицах доходили до педантизма, зато улицы и дороги образцово содержались: едешь, точно скользишь по паркету, нигде не колыхнет, час спустя после проливного дождя можно было перейти дорогу в атласных сапожках, не закапав их». Нам, современникам, нелишне перенять у своих предков  бережное отношение к городу!

Марина Орлова

Фото автора

 


 Елена Абарова на презентации книги.

 


 

На презентации книги.

 



Назад