Императорский гараж

  • 22.09.2018 13:07
  • 923 Прочтений

Во время экскурсии, проведенной в  рамках акции «День дома»,  Елена Сафина, ведущий библиограф краеведческого зала, рассказала о трех зданиях, расположенных на Академическом проспекте 2, 4.6 . При последнем российском императоре там был гараж. Примечательный факт, что до сих пор эти здания выполняют сходную функцию.

            Первым кто прокатил на «механическом движителе» Николая II был его младший брат великий князь Михаил. Затем немного приохотил к автомобилю начальник Военно-походной канцелярии императора князь Владимир Николаевич Орлов (1868-1927), входивший в ближайшие окружение царя до 1915 года. Скептическое удивление двора вызвало приобретение автомобиля министром  Императорского двора Владимиром Борисовичем Фредериксом. Но насмешки утихли, после того как вдовствующая императрица Мария Федоровна тоже купила автомобиль. Гараж расположился в одной из конюшен Аничкового дворца.

            В 1905 году последовало распоряжение императора Николая II о покупке нескольких автомобилей. Для гаража было выстроено придворным архитектором Сильвио Данини двухэтажное здание, в стиле английских коттеджей, площадью почти 1000 кв. метров. На первом этаже находились боксы, мастерские и каретник, здесь же подсобные службы гаража. На втором – жилые помещения для служителей и водителей гаража. С 1907 года каждый год следуют дорогостоящие приобретение авто. Достаточно сказать, что среднее авто из гаража оценивалось примерно в 8 000 рублей. Если сравнить, что учитель получал 100 рублей в месяц, то была внушительная сумма. В 1913 году  последовало строительство еще одного гаража (архитектор Александр Константинович Миняев),  вмещающее хранилище на 40 машин.

            К началу Второй мировой войны в императорском гараже находилось 39 автомобилей. Их можно разделить на четыре класса: 7 - личные машины императорской семьи, 16 автомобили для лиц императорской свиты, 2 были закреплены за дворцовым комендантом, а остальные авто предназначались  для хозяйственных целей. Большая часть этих машин находилась в Царском Селе. Для обслуживания такого парка автомобилей в Царском Селе работало 80 человек. Императрица Александра Федоровна даже придумала для шоферов униформу, которая была не очень парадной, но отвечала всем требованиям комфорта.

            Автомобиль быстро полюбился всеми членами семьи императора. Цесаревич Алексей даже научился на нем ездить. Ему бабушка императрица Мария Федоровна подарила маленькую двухместную машину «Пежо». На ней он ездил по дорожкам Александровского парка.

Второе здание (архитектор Владимир Александрович Липский, 1908), входящие в комплекс бывших гаражей, предназначалось для начальника технической службы и личного шофера императорской семьи Адольфа Кегресса (1879-1943).  Его заметил Владимир Орлов на автомобильном заводе «Лесснер», где тот работал техником в моторном отделе. Тому понравился толковый 27-летний инженер. Адольф Кегресс стал начальником технической части императорского гаража. Кегресс не только возил императора, он также много изобретал и усовершенствовал в автомобиле. Особенно он задумался над проходимостью автомобиля в условиях снежных русских зим. Для этого Кегресс даже ставил на передние колеса лыжи, а вместо задних колес использовал гусеницы, которые изготовлялись из мягкого материала – войлока. Впоследствии его заменила резина.

            Император любил ездить с Кегрессом, тот развивал по тем временам довольно большую скорость. До 65-70 км в час в дальних поездках, а на хороших дорогах ехал со скоростью 130 км в час. В дневниках Николая II часто встречается записи, что он ездил на авто с Кегрессом, постоянно отмечая, что съездили хорошо, нигде не застряли, поездка была удачной и интересной. После революции Адольф Кегресс сдал все имущество гаража Временному правительству.  И на своей машине, захватив жену и троих детей, уехал сначала в Финляндию, а затем к себе на родину - во Францию. Там до 1937 года работал на заводе «Ситроен», постоянно усовершенствуя  и изобретая различные узлы для автомобилей. Умер он в 1943 году во Франции. Заслуга Кегресса в мировом  автомобилестроении высока. Он задолго до создания внедорожников, задумался и улучшил проходимость машин. И для нас, соотечественников, особенно важно, что на это натолкнули наши русские дороги.

            Марина Орлова

 

Академический проспект, 4. Архитектор Данини.

Академический пр.,2. В свое время здесь проживал Адольф Кегресс.

 


 

Академический, 6. Гараж (Архитектор Миняев)

 


 

Барельеф с изображением автогоное на стене задния (дом 4).



Назад