Воздухоплавательный парк

  • 30.03.2023 13:20
  • 223 Прочтений

26 марта в творческой гостиной «Времена года» прошла встреча с журналистом Мариной Кротовой. Марина Константиновна сейчас редко приезжает в Санкт-Петербург (живет в Твери), но когда-то она была частым гостем площадки Центральной районной библиотеки им. Д.Н.Мамина-Сибиряка, и не сколько слушательницей, но участницей.

Родилась Марина в 1955 году, в семье реставраторов. Первые 13 лет прошли на Воздухоплавательной улице (рядом с бывшей Офицерской Воздухоплавательной школой), где и жила вся семья. Мама, Мария Ивановна, лепщик и позолотчик, работала на реставрации Екатерининского дворца, в Ораниенбауме, на многих архитектурных объектах Ленинграда.  Отец, Константин Петрович, чеканщик, остался в памяти в куполах и крестах Петергофа, решетках мостов и парков города, в величественном облике Московских и Нарвских ворот. В 1979 году Марина окончила филологический факультет Ленинградского государственного университета, специальность – филолог-русист. Работала в газете «Скороходовский рабочий», позднее – в газетах и журналах Санкт-Петербурга, в основном связанных с архитектурой и строительством. В 2004 году написала книгу о ленинградских реставраторах «Цвет небесный», в 2008 году выпустила поэтический сборник «Мой солдатик оловянный», в 2009 году – книжку-альбом о замечательном петербургском скульпторе-реставраторе Л.М.Швецкой. Позже вышли в свет еще две книги  –  сборник стихов и прозы «С легкою душою», а также книга-альбом «Живи, картина» ( Петербургского реставратора живописи В.К. Стразова),  где Марина Константиновна была автором идеи и литературной записи. Член Санкт-Петербургского Союза журналистов (1983), пресс-секретарь инициативной группы по сохранению исторической территории «Воздухоплавательный парк» (2009), член бюро секции воздухоплавания Русского географического общества (2010).Кроме того, Марина Константиновна немало сделала, чтобы появился памятник легендарному директору дворцово-паркового ансамбля Павловска Анне Ивановне Зеленовой. Она вместе с другим подвижником Татьяной Никитиной проводили вечера, посвященные Зеленовой, выступали на радио и телевидении.

На встрече в библиотеке Марина Константиновна и ее подруга Татьяна Речицкая прочитали несколько стихотворений на темы, которые дороги для автора: о Царском Селе, реставраторах, о городе Твери, откуда родом ее предки... Их исполнение, как и сами стихи, были душевными. Да, впрочем, и сам вечер получился душевным  – и немного грустным! Что не случайно – Марина Константиновна представила свою новую книгу «Воздухоплавательный парк. Прощание».  К сожалению, казармы Учебного Воздухоплавательного парка, впоследствии Офицерской Воздухоплавательной школы (ОВШ), колыбели российской авиации, скоро будут снесены. Здесь пройдет высокоскоростная магистраль, и под ее натиском падут многие здания с территориями, в том числе и здания ОВШ. А ведь это место, где зарождалось военное воздухоплавание, где воспитывались первые военные авиаторы России. В 1885 году в Санкт-Петербурге, на южной окраине города, на Волковом Поле, была размещена первая военная воздухоплавательная команда, командиром стал поручик Александр Матвеевич Кованько, будущий генерал-лейтенант (1856-1919).  Здесь обучались офицеры и нижние чины. Изучали телеграфную азбуку, фотографирование, обращению с телефонами, устройству воздушных шаров, наполнению их газом. 6 октября 1885 года был совершён первый успешный перелёт с Волкова Поля  в Новгород, на французском воздушном шаре. Экипаж состоял из 3 человек под командованием поручика Александра Кованько.  Отсюда же, с Волкова Поля,  впервые поднялись в воздух 2 воздушных шара «Орёл» и «Сокол». 18 мая 1886 г. первую опытную воздушную съемку осуществил над Санкт-Петербургом Кованько. Этим было положено начало развитию воздушного фотографирования в нашей стране. 14 июля 1890 г. на основе воздухоплавательной команды сформирован Учебный воздухоплавательный парк, предназначенный для подготовки офицеров и рядовых воздухоплавательной службы. Здесь же проводились испытания «воздухоплавательных снарядов», производилось снаряжение для воздухоплавательных частей. Для этих целей были развернуты шаровая и сетевая мастерские, учебная голубиная станция, метеорологическая станция, механические мастерские и различные лаборатории. В 1910 г. Учебный Воздухоплавательный парк переформировали в Офицерскую Воздухоплавательную школу с авиационным и воздухоплавательным отделениями. 30 июля этого же года с территории Парка стартовал первый Российский дирижабль «Кречет». После октября 1917 г. А. М. Кованько покинул свой пост, а на территории Парка была создана Высшая военная воздухоплавательная школа. Здесь готовили командный состав воздухоплавателей и пилотов дирижаблей для Красной армии. В советское время испытания продолжались - в 1923 году усилиями Высшей военно-воздухоплавательной школы был построен и запущен в воздух дирижабль «VI Октябрь». Школу расформировали в 1926 году, а территорию Воздухоплавательного парка заняла воинская часть, занимавшаяся ремонтом авиационной техники. В память о Парке до сих пор существует железнодорожная платформа «Воздухоплавательный парк» и улица Воздухоплавательная. На главном здании бывшей ОВШ (ул. Парковая, 7) имеются мемориальные доски, посвященные 100-летию УВП (1885—1985) и в честь столетия П. Н. Нестерова (1887—1914), окончившего Воздухоплавательную школу в 1912 году. Марина Константиновна рассказала, как у нее в зрелом возрасте появился интерес к тому месту, в котором она родилась и выросла. Тогда она встретилась с хранителем музейной экспозиции Воздухоплавательного Парка (верней, с тем, что от нее осталось) – большим энтузиастом  Юрием Михайловичем Лозыченко. К тому времени экспонаты были выдворены из главного здания бывшей ОВШ и ютились в сарае под присмотром Ю.М.  Лозыченко, так как часть территории была занята коммерческим предприятием. Юрий Михайлович, Марина Константиновна и много других неравнодушных людей писали письма в разные инстанции о необходимости сохранении этого столь ценного исторического места для России. Они организовывали мероприятия, акции на территории бывшего Воздухоплавательного парка. Поставили православный крест на том месте, где в начале 20-го века стояла церковь Ильи Пророка – покровителя первых авиаторов. Однако большие начальники остались равнодушными к истории мемориального городка, а в связи со строительством скоростной магистрали военно-исторический городок с большой вероятностью будет снесен…

О том, как Марина Константиновна вспоминает детские годы, проведенные на Воздушке, можно посмотреть в видеоролике со встречи. Также дух встречи частично передают фотографии с вечера. Для более полного понимания того, что мы теряем – вашему вниманию предоставляется ролик с песней «Воздухоплавательный парк» на слова Любови Егоровой, музыка и исполнение Татьяны Нега.

Подготовила Марина Орлова

Фото автора и из книги Русский мiръ. Вып.4. – архивные фотографии из архива Елизаветы Евгеньевны Сергеевой¸ внучки генерала А.М.Кованько

 

26 марта 2023. ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка. Журналист Марина Кротова представила свою книгу "Воздухоплавательный парк. Прощание"

 


Назад