Экскурсия по бывшей императорской железнодорожной ветке

  • 13.07.2015 13:07
  • 4706 Прочтений

5 июля 2015 года члены краеведческого клуба «Отечество» прогулялись по местам бывшей императорской железнодорожной ветке, в начале 20-го века проходящей по Царскому Селу. Такую экскурсию провел Константин Пансофьевич Сидоренко – профессор Военно-морской академии им.Н.Г.Кузнецова.

                Для обеспечения безопасности Николая II в 1895-1909 годах была построена Императорская Собственная ветка железной дороги, связавшая Императорский павильон Витебского железнодорожного вокзала и Царский павильон (Императорский) павильон (ныне – Академический пр., 35) в Царском Селе. Первоначально павильон был деревянный, поэтому он и сгорел в 1911 году.  На его месте в 1912 году было сооружено новое здание в формах древнерусской архитектуры по проекту архитектора В.А.Покровского. Эскиз росписей интерьеров выполнил художник М.И.Курилко. После революции необходимость, естественно, в отдельной ветке пропало. И ее рельсы и шпалы были разобраны. Но долгое время сохранялись быки (опоры) мостов в советское время. Наличие мостов объясняется многочисленными ручейками и необходимостью обеспечить проходы в высокой насыпи (до четырех метров) дороги.

                Константин Пансофьевич начал свою экскурсию от остатков быков 5-го моста, находящихся на севере-востоке Кузьминского кладбища. Здесь когда-то был перекинут через реку Кузьминку. Во время Великой отечественной войны по одну сторону речки, со стороны Ленинграда, напротив окопов боевого охранения наших войск, стоял врытый в землю бронированный колпак пулеметного гнезда. Внутри колпака на стенке -  надпись белилами: «Смерть немецким оккупантам. Рабочие завода Марти». Константин Пансофьевич очень хорошо знает  эти места, так как совсем мальчишкой он облазил военные укрепления наших и немецких войск. Находил и боеприпасы, и оружие как одной,  так и другой стороны. Эти его поисковые работы вылились в издание книги «Находки переднего края». От пятого моста дорога подходила к четвертому мосту. Его остатки до сих пор сохранились в Буферном парке у Детсосельского бульвара. Интересно, что  дорога проходила по высокой насыпи (примерно на четырехметровой высоте).

                3-ий мост находился перед  домом № 12 по улице Хазова. Когда строился этот район, называемым Бамом, быков  буквально за ночь разобрали и сравняли с землей. Второй мост, также не сохранившийся, располагался в районе сквера за № 22 и № 32 домами по улице Шишкова. Под мостом протекал небольшой ручей, который сейчас пущен от сквера в трубу, выходящую за улицу В.Шишкова перед садоводством.

                Остатки же первого моста есть до сих пор в конце Песочной улице. Здесь краеведы снялись на память, естественно, кто захотел. Затем ветка шла к Императорскому павильону, постепенно полотно понижалось, доходя до уровня с землей. Интересная деталь, что за Египетскими воротами со стороны Петербурга перед железнодорожным полотном  до подъезда к Царскому вокзалу была вырыта еще в дореволюционные времена глубокая и широкая траншея. В траншее во время войны немцы разместили огневые позиции для гаубиц и минометов. Там долгое время оставалось много ящиков от снарядов и минометных мин. К настоящему времени траншея засыпана, лишь внимательный наблюдатель среди  фруктового сада увидит вроде широкой аллеи на ее месте.

                Конечно, экскурсанты подошли к Императорскому павильону, в настоящее  время продолжающему разрушаться. И сейчас, с каждым днем, он утрачивает свои декоративные детали, несмотря на синий забор, которым якобы закрыто здание. Но это не останавливает вандалов.  После павильона  состав проходил  технический осмотр в железнодорожных мастерских (так называемом «Павильоне Урицкого», ныне «Царскосельский завод «София»). На одном из  зданий и сегодня можно увидеть год: 1903.

                Узнать больше о собственной ветке последнего императора можно в краеведческом зале ЦРБ им.Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Марина Орлова

Фото автора

 

Начало экскурсии. Буферный парк.

5-ый мост. Верней, то, что от него осталось.

Константин Пансофьевич показывал и самодельные карты местности, и свои книги.

Идем к остаткам 4-го моста.

У Детскосельского бульвара - остатки быков.

Место 3-его моста у улицы Хазова.

На месте 2-ого моста, во дворах улицы В.Шишкова.

Остатки быков 1-ого моста. Конец Песочной улицы.

Константину Пансофьевичу удалось держать разновозрастную группу, с разными интересами.

Бывшие мастерские, розовые здания. На одном из них год: 1903.


Назад