Янтарная мастерская

  • 03.08.2016 13:29
  • 4630 Прочтений

Обычно, в летний период, от краеведческого клуба «Отечество» организуются различные экскурсии. Не стал и этот год исключением. Мы посетили Павловское кладбище, Софийский собор. Впереди еще нас ждут экскурсии по центру города Пушкина, Павловскому парку. Но в череде этих экскурсий совершенно особняком стоит экскурсия в Царскосельскую янтарную мастерскую, которая прошла в конце июля 2016 года. Осознавать, что руками камнерезов, художников, скульпторов, позолотчиков, работающих здесь, создавалось восьмое чудо света - потрясающее чувство.

            Царскосельская янтарная мастерская находится в одном из крыльев циркумференции Екатерининского дворца. В нескольких помещениях стоят столы, токарные, фрезерные станки, на стенах висят планшеты с эскизами, фотографиями. Янтарная мастерская была создана еще в 1981 году. Здесь мы не будем рассказывать об истории Янтарной комнаты, о версиях, куда она подевалась (их существует более 100). Главное, что 10 апреля 1979 года правительственным постановлением СССР было принято беспрецедентное решение о воссоздании Янтарной комнаты.

А существовало всего  несколько десятков черно-белых фотографий Янтарной комнаты, лишь один цветной слайд. Но музей располагал большим количеством аналогов – вещей, выполненных тем же стилем, в то же время. Именно наличие аналогов сделало воссоздание Янтарной комнаты возможным.

Экскурсовод нас провела в одну из комнат, где рассказала о самом процессе воссоздания янтарных панно. Сначала по Янтарной комнате был собран весь иллюстративный, иконографический материал. Главным консультантом стал видный искусствовед М.Г. Колотов, а автором проекта воссоздания Комнаты - Александр Александрович Кедринский. Был принят проект воссоздания, были созданы эскизы в натуральную величину, лепщиками-модельщиками Екатериной и Юрием Анохиными сделаны в натуральную величину модели из гипса. Затем их воспроизвели в янтаре.

Янтарь – довольно хрупкий материал, поэтому пилили его лобзиком. Реставратор В.М.Домрачев создал для его разрезки специальный инструмент, который исполнили на Сестрорецком инструментальном заводе им.Воскова. Разрезанные пластины янтаря шлифовали, а затем полировали. Пребывание в Янтарной комнате ограничено во времени, и нет возможности разглядеть подробности. Оказывается, что панно – это не просто однородная ярко-желтая, ликующая на солнце, масса, она сплошь создана из мелких деталей, на них изображены  фрукты, гербы Пруссии и России, вензеля Елизаветы Петровны, образы из Ветхого Завета, боги Олимпа, резвящиеся амуры и капризные завитки рокайля. В панно вплетены и объемные изображения, а также плоские. Но если к последним мы подойдем поближе, то увидим на некоторых из них мельчайшие изображения то парусника, то мельницы… Эта красота выполнена при помощи резьбы с внутренней стороны и называется инталией. Такая резьба вырезается штихелями – зубилами, которые, в основном, каждый резчик изготавливал сам, для своей руки!

Большой сложностью в воссоздании Янтарной комнаты стало воспроизведение ее колористического решения. Известно, что панно были сделаны, как в старинные времена, так и сейчас, из янтаря Балтийского моря. Его камни, хотя и разных оттенков, но все же недостаточно насыщенных тонов, какой была Комната в воспоминаниях очевидцев. Поэтому было принято решение об окраске янтаря. В мастерской для этого стоит плитка с кастрюлями и с синтетическими красителями. Янтарь, используемый в Комнате, имеет оттенок от бледно-лимонного до винно-красного.

Другой сложностью стало определение глубины рельефов рисунка янтарных панно. Здесь на помощь пришли ведущие научно-исследовательские институты СССР с новейшей аппаратурой.

Кроме панно, позолоченной резьбы, скульптуры, в Янтарной комнате до войны находились 4 флорентийские мозаики, в аллегорической форме изображающие 5 чувств человека. Они были также воссозданы реставраторами Янтарной мастерской. Понятно, что, если мастер может работать с янтарем, то сможет работать и с яшмой, лазуритом, нефритом, ониксом, - камнями, используемыми в мозаиках. Когда в 1997 году в Германии обнаружили подлинную мозаику «Осязание и обоняние», пропавшую во время войны, и сравнили ее с воссозданной, это была победа реставраторов – практически они оказались неразличимы.

После создания Янтарной комнаты стало понятным, что необходимо сохранить технологии, инструменты, а главное, уникальный коллектив мастеров, выпестованный в процессе ее создания. Поэтому мастерская продолжила работу. В настоящее время она делает дипломатические подарки, создает вещи на продажу. От мастерской в Екатерининском  дворце работает магазин-салон. И мастера в последние годы осуществили реставрацию Агатовых комнат. За это, как мы помним, ГМЗ «Царское Село» был удостоен престижной награды «Европа Ностра», еще раз подтверждающие талант наших реставраторов.

Марина Орлова

Фото автора

 

 

В мастерской.

 


 

1. Процесс работы над янтарем.

 


 

2.

 

 

3.

 

Краеведы рассматривают изделия из янтаря.

 

 

Таким янтарь поступает в мастерскую.

 

 

Мастика для закрепления янтаря.

 


 

За работой.

 

Вот такая красота!


Назад